Много ли свободного времени у пастора, поместная церковь которого насчитывает 10 тысяч человек? Который, к тому же, является превосходным оратором и ревностным проповедником, часто бывает в разъездах. Кроме того, он – доктор и руководитель семинарии, учитель, муж, отец, дедушка и, …можно продолжать этот перечень очень долго.
Когда я попытался добиться аудиенции для интервью, то получил ответ: у д-ра Мак-Артура время расписано, по крайней мере, на три-четыре месяца вперёд, в моей же просьбе стояли сроки – две недели. «Это не реально, – сказал мне представитель церкви, – но я попробую, всё может быть…» Через две недели я сидел в приёмной Джона Мак-Артура, о котором очень много слышал раньше. Церковь «Благодать» выросла с его приходом в 50 (пятьдесят!) раз. Ему предрекали неудачи.
Непреклонность в отношении исполнения законов Библии, дотошность в исследованиях Слова Божьего разочаровывали некоторых прихожан, привыкших в богослужении видеть театр, а в проповеди – шоу.
Его служение в качестве пастора началось со скандала: к нему обратилась пара с просьбой обвенчать их в церкви. Когда молодой Мак-Артур стал беседовать с ними, то выяснилось, что «жених» уже имел одну семью, оставил первую жену и детей. «Извините, – услышали «новобрачные» в ответ, – но венчать я вас не буду, это противоречит Слову Божию». Он не побоялся потерять прихожан и действительно многие после этого случая оставили церковь «Благодать». Уходя, пытались предрекать ей скорый развал и увядание – всё получилось с точностью до наоборот.
«Вы просили 45 минут и должны учесть, что у вас нет ни минуты больше», – предупредили меня в приёмной. Мой собеседник оказался симпатичным, улыбчивым и обходительным человеком. Обходительным, в первую очередь, потому, что ни разу не намекнул, что моё время истекло. Так что последние вопросы и ответы на них значатся в интервью исключительно благодаря благосклонности д-ра Мак-Артура…
Из досье
Д-р Джон Ф. Мак-Артур (младший) – сын пастора. Его предки были выходцами из Шотландии, переселившимися в Канаду, а затем в США. Мать Мак-Артура – немка, её девичья фамилия Даккендорф. Будучи студентом, Джон серьёзно занимался спортом и мечтал сделать блестящую спортивную карьеру. Полученная во время тренировки травма на время приковала молодого человека к постели и навела на размышления о вечных ценностях. С этого момента он посвятил свою жизнь Богу, поступив на учёбу в библейскую семинарию.
В 1969 году, в возрасте 29 лет, Джон Мак-Артур начинает служение в Церкви «Благодать», где трудится до сего дня. Сохранение чистоты понимания и авторитета Священного Писания он считает своей главной задачей. Не признает христианство, проповедующее спасение без покаяния, возрождение без изменения образа жизни и следование за Христом без ученичества. Подвергается постоянной критике со стороны «либеральных» проповедников и лидеров новых деноминаций.
Является автором многочисленных книг, статей и библейских толкований. Его проповеди вещают десятки христианских радиостанций. Организовал работу церкви, при которой функционируют библейские курсы, семинария, издательство, радио и христианское телевидение.
Женат, имеет четверых детей (два сына и две дочери), которые любят Господа Иисуса и служат Ему, а также 11 внуков (последний из них родился за неделю до приведённого ниже интервью).
– Д-р Мак-Артур, я уже убедился, что человек Вы очень занятый. Из чего же состоит Ваш рабочий день?
– Обычный рабочий день определить довольно трудно. Каждую неделю вопросом № 1 для меня является подготовка к проповеди. Каждое воскресенье я произношу одну и ту же проповедь два раза утром и затем говорю на другую тему вечером. Подготовка одной проповеди занимает от 8 до 12 часов, поэтому можно сказать, что два дня в неделю у меня посвящены только проповеди. Кроме того, мне нужен один день для изучения Библии. Таким образом, три дня в неделю (обычно среда, четверг и пятница) заняты библейскими исследованиями. Я делаю это дома – утром мы короткое время общаемся с супругой, а затем я целый день занимаюсь с Библией в руках.
В понедельник и вторник решаю различные вопросы, связанные с моим служением: отвечаю на письма, встречаюсь с пасторами, посещаю больных в больнице… В общем, делаю всё, что должен делать пастор. Это не утверждённый распорядок, он может меняться в зависимости от необходимости. В моей жизни не было двух одинаковых недель. Я пишу книги, редактирую, получаю приглашения из разных мест для выступления или проповеди.
– С чего всё-таки начинается рабочий день?
– Обычно, когда я ложусь спать, то засыпаю с молитвой на устах. И когда просыпаюсь, – имею эти же нужды, вновь обращаясь к Господу. Сразу после этого иду пить чай (слово «чай» Мак-Артур произнёс по-русски. – А.Патц). Мы беседуем с Патришей (супругой) и затем я приступаю к своим занятиям.
– Как получилось, что Вы стали проповедником? Когда и как Вы почувствовали призвание?
– Мой отец был проповедником, дед был проповедником, прадед был проповедником и мой прапрадед тоже был проповедником. Поэтому я проповедник в пятом поколении.
Выбор был во многом предопределён – в лице отца и деда я видел яркий пример вернейших Божьих служителей, они были пасторами с большой буквы. Я уважал их и восхищался трудом, совершаемым ими, видел их любовь к служению. Не удивительно, что я вырос с очень большим уважением к пасторскому труду и в своих детских мечтах никем другим себя не представлял. Как ребёнок, я был уверен, что служение пастора – самое большое и благородное, что человек может сделать в жизни.
Когда я стал студентом, то увлёкся спортом. Окружающие меня люди поддерживали меня в моём выборе, так как я действительно смог добиться неплохих результатов. Подумывал о том, что, может быть, не плохо было бы посвятить жизнь профессиональному спорту. Но Господь изменил мои планы.
Я попал в автомобильную аварию – вылетел из машины, которая двигалась на большой скорости, три последующие месяца провёл на больничной койке. Это было время, когда Господь забрал моё своеволие. Я сказал Ему: «Я буду делать то, что Ты хочешь, – я знаю, что Ты хочешь, чтобы я проповедовал».
После этого я поступил в семинарию и никогда больше не задавал себе вопроса о том, призван я быть служителем или нет. Думаю, что призыв Господа – это, прежде всего, сильное желание изнутри и, второе, – это подтверждение церкви.
– Как рождаются темы Ваших проповедей?
– Я говорю экспозиционные проповеди, т.е. выбираю библейское место, и стих за стихом готовлю проповедь для каждого воскресенья. Мне, по сути, нужно выбрать только книгу в Библии, на которую я буду проповедовать. После того, как я выбрал книгу, церковь уже знает, что тема моей проповеди в будущее воскресенье будет той, которая содержится в следующем стихе выбранной книги.
Могу задержаться на одной книге о-очень долго. Например, Евангелие от Матфея проповедовал восемь лет. Теперь проповедую на Евангелие от Луки, думаю, мне понадобится для этого лет 10. Поэтому, у меня никогда нет проблем с выбором темы проповеди. Моя задача глубоко разобрать книгу и закончить её – не бросить на середине.
– По каким признакам, критериям можно определить наличие или отсутствие Божьего благословения: успех, здоровье, финансовая независимость, «везучесть»?
– Я не думаю, что Божье благословение можно сравнивать с какими бы то ни было физическими условиями. Болезнь может стать таким же благословением, как и безупречное здоровье. Страдания и преследования верующего могут быть большим благословением, чем свобода.
Нельзя судить и о благословении церкви, основываясь на её размерах, количеству прихожан – культы имеют очень большие церкви. Различные лжеучения также имеют массу последователей. Нельзя путать благословение Божье с наличием популярности.
По моему глубокому убеждению, благословение Господне видно только в одной сфере – в плодотворности. Это можно наблюдать в работе Слова Божьего и Духа Святого в жизни людей. Признаки, по которым я сужу о благословении нашей церкви, не в том, что она так многочисленна, или в том, что я стал настолько известным. Я уверен в благословении потому, что вижу очень много действительно изменённых жизней, становлюсь свидетелем спасения, освящения, духовного роста, радуюсь, что люди строят крепкие семьи, верные Евангелию. Поэтому измеряю благословение исключительно по духовным плодам.
Бог относится к Своему Слову с почётом и уважением – Его Слово никогда не возвращается пустым. Оно всегда достигает своей цели. Наше служение в церкви «Благодать» подтверждает плодотворность Божьего Слова.
– Как пастор, Вы имеете прекрасные оценки от окружающих Вас людей. А как Вы оцениваете себя как отца, семьянина?
– Об этом нужно спросить мою семью. Моя жена – это самый большой подарок, который я получил от Бога. Она – верная христианка, любит Слово Божие и всем своим сердцем поддерживает меня в служении.
Второе, самое большое благословение, которое я имею, – мои дети. Все они любят Господа, живут для Него и служат Ему. Мои внуки также воспитываются в духе Слова Божия. Я не могу, конечно, сказать, что был таким отцом и мужем, каким должен был быть в идеале, но вижу, что Господь нас обильно благословил в нашем посвящении и верности Его Слову. Мы благодарны Богу за нашу семью.
Теперь, когда дети выросли, мы опять вдвоём – и нам это нравится.
– Как Вы решаете проблему чрезвычайной занятости, которая препятствует общению с семьёй? Может быть, у Вас имеется особый рецепт?
– Прежде всего, я решил, что каждое утро буду проводить с детьми. Наш день начинался с чтения Библии, мы читали также биографии миссионеров – героев веры. В самом раннем детстве наши дети познакомились с «Путешествием пилигрима».
Я пытался бывать дома, как минимум, четыре вечера в неделю. И когда бывал дома, то молился перед сном с каждым ребёнком в отдельности, учил их молиться. Меня интересовало то, чем они живут, что наполняет их сердце. Думаю, самая важная вещь для проповедника – это жить так, как он проповедует. Если ваша семья будет видеть в вас лицемера, говорящего одно, а делающего другое, ей будет очень и очень сложно пробрести действительные духовные ценности.
– Подвергается ли д-р Мак-Артур искушениям со стороны сатаны?
– Уж если Иисус был искушаем, то тем более я не свободен от атак искусителя. (Смеётся). Возможно, я испытываю искушения даже чаще, чем другие. Но, с другой стороны, у меня есть огромное преимущество: Давид сказал, что он сокрыл Слово Божие в сердце своём, чтобы не грешить. Слово – это то, что защищает нас от искушений.
Я знаю, что дьявол предпринимает попытки отвлечь меня от Слова. Но он не тот, кто беспокоит меня больше всего. Моя греховная плоть причиняет мне больше беспокойств. Но я благодарен Богу за то, что Он, чрез Слово Своё и действие Святого Духа, даёт мне силу побеждать.
– Как Вы поступаете в случаях, когда не хватает времени для молитвы?
– Это самая трудная вещь. Дело в том, что сегодня я, практически, не принадлежу себе, не имею возможности планировать собственное время. Очень много просьб, нужд, вызовов, на которые нужно реагировать. К сожалению, никто не требует от меня молитвы. Когда я делаю только то, чего просят от меня люди, возникает опасность, что молитва займёт последнее место или будет вообще вытеснена. Поэтому я научился молиться, в каком-то смысле, непрестанно, на протяжении всего дня.
– Что Вы думаете по поводу русской эмиграции в США?
– Я знаю, что люди, остающиеся в России, относятся к эмиграции отрицательно. В разговорах со мной россияне указывают на огромную нужду церкви в тружениках. Не удивительно, что у людей рождается чувство, что кто-то оставил церковь в России ради земных благ. Понимая всё это, я всё-таки не могу поставить себя в положение судьи и не могу рассуждать об истинных мотивах людей, приехавших в США.
– Сможет ли, на Ваш взгляд, русская диаспора найти себя в христианской жизни Америки?
– Возможно, второе поколение. Для взрослых это достаточно тяжело, а у детей проблем нет. В нашей церкви есть несколько семей из России, мы их любим, благодарны за них Богу и рады, что они приходят.
– Вы являетесь автором книги «Харизматики»…
– Я скажу, что большинство из них не являются христианами. Их нельзя сравнивать с пятидесятниками, хотя, на первый взгляд, может показаться, что они в чём-то схожи. Если вы начнёте изучать историю пятидесятничества, то придёте к заключению, что пятидесятники, действительно, были христианами – у них была теология. В харизматическом же движении нет теологии, нет богословия. Они прилеплены только к опыту, личным переживаниям. Причем, всегда эмоциональным! Их церкви переполнены людьми, не имеющими никакого понятия о Евангелии. Их вера основана на чудесах и исцелениях.
В церкви «Благодать» более 450 инвалидов, хотя в нашем районе несколько харизматических церквей. Люди идут к нам не только потому, что так называемые «исцеления» в этих церквах, мягко говоря, сомнительны, но и потому, что понимают – духовное исцеление, духовное здоровье намного важнее физического.
Достаточно посмотреть харизматического проповедника по телевизору и всё становится ясным. Они проповедуют не библейское богословие – ложно представляют работу Духа Святого, обогащаются за счёт своих слушателей, манипулируют ими. И если уж лидеры таковы, то какими могут быть их последователи! Это не истинное христианство. Хотя, в любой конфессии есть люди, знающие живого Бога, но это – исключения…
апрель 2001 г.
Лос-Анджелес, США
Джон Мак-Артур действительно муж Божый!
Читаю эго книги, слушаю лекции – прямо в точку, ничего лишниго. Истинный пророк. У него нет легкого христианства.
Слава Господу за Джона.
Джон Мак-Артур как вы понемаете место из Священного Писания книга Суди 11:29-40 вопрос
принёс ли Иеффай в жертву дочь свою или же нет?