«41 – Ефесянам 4:26,27»
Цель проповеди: Научить церковь о неправедном и праведном гневе. Призвать отвергнуть неправедный гнев и воспламениться праведным. Также углубить понимание механизма освящения, через применение его к сфере гнева.
1.Введение.
- Напомнить об изучении послания Ефесянам.
- Напомнить о серии «Практическое освящение».
- 41-я проповедь по Еф. Тема: «От неправедного гнева к праведному».
- Прочесть Еф.4:17-27.
- Построение проповеди.
2. Значение Еф.4:26,27.
1.Слово «гневаясь» в греческом оригинале:
Грамматическая форма: Глагол, Настоящее время, Пассивный залог, Повелительное наклонение, 2-е лицо, Множественное число
1) Пассивный залог: «гневаться».
Пассив (страдательный залог) в лингвистике — залог, показывающий «претерпевание» объектом какого-либо действия («Письмо пишется мной.»).
Т.е. действие происходит как бы само собой. Человек не выбирает так действовать, а это действие возникает по другим причинам.
Т.о. речь идет о гневе, который человек не выбором «включает», а есть нечто в глубине человека, что автоматически производит этот гнев. При чем Библия не учит, что человек безответственен за свой грех. Библия не говорит, что человек гневается из-за внешних независящих от него обстоятельств. Если речь идет о непроизвольно возникающем гневе, то говорится о том, что что-то внутри человека автоматически вызывает гневливую реакцию. Но человек ответственен за то, что внутри его сердца.
Т.о. речь идет о самопроизвольном возникновении гнева.
2) Повелительное наклонение: «гневайтесь».
Форма глагола, которая имеет целью побуждать других лиц к известному действию. Другими словами – «гневайтесь».
Т.о. греческий глагол призывает к проявлению гнева. Бог повелевает гневаться.
В английском переводе: «BE ANGRY, AND {yet} DO NOT SIN».
Итак: греческий глагол содержит две характеристики – непроизвольность гнева и повеление гневаться.
Т.е. гнев должен проявляться, но возникать должен непроизвольно из глубины сердца человека.
Конечно же речь идет о праведном гневе, а не о греховном!!! Разницу праведного и греховного гнева мы поймем чуть позже.
2.Праведный гнев должен сдерживаться и устраняться иначе он приведет к неправедному гневу.
- «Гневаясь, не согрешайте»;
- «солнце да не зайдет во гневе вашем»;
- «и не давайте места диаволу».
Прежде чем понять Божий призыв к праведному гневу, заключенный в этом тексте, нам необходимо понять неправедный гнев.
3. Неправедный гнев должен быть отвергнут.
Частенько мы думаем, что недовольство, пораждающее раздражение, которое пораждает гнев это нормальное дело. Мы говорим: «Ну, кто из нас не раздражается и не гневается временами»!
1. Ужасное влияние неправедного гнева.
- Иак.1:13-21 –
- Гал. 5:19-21 –
- Пр.15:1-4 –
- Пр.19:11, –
- Пр.19:18,19 –
- Пр.22:24,25 –
- Пр.27:3,4 –
- Пр.29:11 –
- Пр.29:22 –
- Пр.30:32,33 –
- Матф.5:21-26 –
Итак, неправедный гнев оказывает ужасающее влияние на всего человека, его отношения с другими людьми, его будущее и его отношения с Богом.
2. Корень, из которого возникает неправедный гнев.
- Пс.36:1-17…
Причина греховного гнева – бунт против всевластия Божьего!
Выражается такой бунт в борьбе за свои эгоистические желания! Человек встречаясь с трудностями, не принимает их верно и начинает эгоистично бороться за свои желания, начинает заботиться о себе во что бы то ни стало!
Сердце, не познавшее Величие Божье, не подчинившееся Владычеству Божьему всегда будет впадать в раздражение, гнев и даже ярость!
Всякий раз, когда человек будет сталкиваться с трудностями и препятствиями, будет раздражаться и гневаться, т.к. он не видит, что это Бог дает эти трудности.
Или же человек будет понимать, что трудности от Бога, но не будет желать принимать их, как благо от Бога.
- 2Цар.16:5-13
- Плач.Пер.3:24-38
Примеры реакции человека на трудности, если он не признает или не подчиняется суверенитету Бога: …
Иисус проявлял потрясающее долготерпение, когда люди делали выпады против Него. Он оставался смирен и тих в ужасающих ситуациях!
Причина греховного гнева – бунт против всевластия Божьего!
Именно с этим корнем должна вестись борьба в каждой ситуации, в которой у нас возникает неправедный гнев! Именно в этом мы должны обновляться умом нашим по «механизму освящения».
4. Праведный гнев должен возгореться в наших сердцах.
Еф.5:26,27 призывает нас иметь праведный гнев (гнев без согрешения), который сам собою будет возгараться в наших сердцах, и который должен контролироваться и погашаться, чтобы он не перерос в греховный гнев.
1. Отличие праведного гнева от неправедного в их корнях и мотивации.
Корнем неправедного гнева есть бунт против всевластия Божьего и как результат человек бросается на самозащиту любым способом. Мотивацией греховно гневающегося человека является желание удовлетворить свою бунтарскую похоть.
Корнем праведного гнева является сердце влюбленное в Бога, ревнующее о Боге и ненавидящее грех! Корнем праведного гнева есть праведность! Мотивацией праведного гнева есть не личная выгода человека, а явление Славы Божьей!
Иисус гневался праведно.
- Марк.3:1-6
- Иоанна2:13-22 (Матф.21:12)
Божии люди испытывали гнев из-за ревности по Богу!
- Пс.96:10
- Пс.7:1-8
- Откр.6:9-11
2. Нужда в праведном гневе.
Существует большая нужда в христианах, которые бы пламенели в ревности за Славу Божью!
3. Рамки праведного гнева.
- Еф.4:26-27
- «Гневаясь, не согрешайте»;
- «солнце да не зайдет во гневе вашем»;
- «и не давайте места диаволу».
«При любом проявлении гнева, праведного или неправедного, если он останется в сердце, сатана может нанести человеку большой ущерб (2Кор.2:11), питая его жалостью к себе, гордостью, самоправедностью, мстительностью, защитой своих прав или иным видом греха эгоизма. Гнев в одно мгновенье может завладеть сердцем верующего. Поэтому его нужно немедленно пресечь: исповедовать, оставить и предать Богу для очищения до конца дня» – Мак Артур.
Мэтью Генри (1662-1714): «Нам крайне трудно соблюдать ограничение – не сограшайте. Если у вас есть справедливый повод для гнева, наблюдайте, чтобы вам не согрешить, остерегайтесь чрезмерного гнева. Если мы хотим, гневаясь, не согрешать, то должны гневаться только на грех; мы должны больше ревновать о славе Божьей, чем о своих собственных интересах или о своей репутации. В гневе легко впасть в большой и распространенный грех – позволить ему перерасти в злобу и потом ожесточиться в ней; поэтому и дается нам такое предупреждение против гнева. Заметьте: хотя гнев сам по себе не является грехом, однако существует большая опасность, что он станет таковым, если мы не будем тщательно контролировать и своевременно подавлять его. Хотя гнев и может войти в сердце мудрого человека, однако гнездиться он только в сердце глупого».
5. Итог или применение «механизма освящения» к гневу.
- Изучили.
- Корни.
- Практика – решение.