Текст в кавычках – цитаты из книги. Текст без кавычек курсивом – мои комментарии.
3 ПРИНЕСИТЕ КНИГУ!
(Пример библейской проповеди)
1. Библейская:
«Кайзер предостерёг: «Внимание каждого, кто стоит за кафедрой, должно быть всегда сосредоточено на тексте Писания».
Это здравый совет. И в прямом, и в переносном смысле проповедник всегда должен указывать на библейский текст. Сосредоточенная на Слове проповедь – отличительное качество всякого истинного проповедника-экспозитора. Проповедники и учителя должны быть глубоко «укоренены и утверждены» в Писании, чтобы не отступать от него никогда, чтобы постоянно направлять себя и своих слушателей к его истинам. Библейская проповедь должна быть просто библейской, и все, кто стоят за кафедрой, должны показать непоколебимую, неотступную преданность Писанию. Подобно лечащему врачу, изучающему и прописывающему лекарства, каждый проповедник должен всегда пребывать в изучении Божьего Слова, предписывая всем своим «пациентам» внушительные дозы его «целительного бальзама». Каким бы ни было заболевание души, есть лишь одно средство лечения – Слово Божье, примененное Духом Святым к человеческому сердцу.
В стремлении быть современными многие пасторы говорят только о Писании, но, к сожалению, редко говорят из него. Они так спешат к очередному примеру из жизни, смешному анекдоту, результату социологического опроса или культурной справке, что редко возвращаются к библейскому тексту. Как можно ожидать духовного выздоровления погибающих душ, или пасторы не дают им предписанного лекарства? Как можно ожидать обращения грешников и освящения христиан, если пасторы не разъясняют Божье Слово (1Пет.1:23-25; Ин.17:17)»?
Внимание каждого, кто стоит за кафедрой, должно быть всегда сосредоточено на тексте Писания». Это сильнейшее и точнейшее заявление о проповеди. Проповедь действительно должна быть проповедью Божьего Слова, а не философствованием на христианские темы. Проповедь должна создаваться исследованием Божьего Слова, проповедь должна провозглашать Божье Слово, аргументация и сила проповеди должны проистекать из Слова. Мне необходимо внимательно анализировать свои проповеди, чтобы они были истинно библейскими.
2. Личное изучение Слова проповедником:
«Джон Беньян, английский проповедник и писатель XVII века, также был поглощён изучением Божьего Слова. Чарльз Сперджен, который ежегодно перечитывал книгу Джона Беньяна «Путешествие Пилигрима», однажды сказал о нём: «Он изучал Библию так много, … что, казалось, всё его существо пропиталось Писанием; читая его труды, невольно хочется сказать: “Ба, да этот человек живет Библией! Проколите его, и из его жил брызнут библейские тексты. Он не может говорить без цитат из Писания, ибо душа его наполнена Словом Божьим”»96. Точно так же должны поступать все современные проповедники. Само Писание – а не просто книги о Библии – должно пропитать их умы, чтобы и жизнь их источала аромат Писания.
Предлагая взять за образец то, с каким прилежанием подходил к изучению Библии Лютер, Джон Пайпер писал: «Основа пасторского труда – это работа с книгой. Назовите это чтением, размышлением, обдумыванием, экзегезой или как-то еще, но львиную долю нашей работы составляет извлечение из текста Писания, заложенного в него Богом смысла и провозглашение обнаруженных истин в силе Святого Духа»103. Искусство проповеди опирается на искусство изучения Библии.
Каждый проповедник должен последовать примеру Ездры и посвятить себя всепоглощающему, прилежному и исчерпывающему изучению Писания. Чем меньше времени пасторы посвятят изучению Писания, тем меньше силы будет явлено с кафедры. Церкви нужно больше таких людей, как Джон Уэсли, талантливый проповедник восемнадцатого столетия, который восклицал: «О, дайте мне ту книгу! Во что бы то ни стало, дайте мне книгу Божью!»106. Проповедник-экспозитор должен прилежно изучать Божье Слово, непрестанно углубляясь в него и расширяя свои дознания. День, когда он прекратит изучать Божье Слово, – сознаёт он это или нет – будет днём, когда начнёт теряться духовная сила и жизнеспособность его проповедей.
В открытом интервью Билли Грэма как-то спросили: «Если бы вам довелось прожить жизнь заново, что бы вы сделали по-другому?» Его ответ заслуживает внимания: «Больше всего я жалею о том, что недостаточно учился. Я желал бы больше учиться и меньше проповедовать. Меня тянули выступать перед слушателями, тогда как мне надлежало пребывать в изучении и прилежней готовиться к выступлению. Дональд Грэй Барнхаус сказал, что если бы он знал, что Господь придет через три года, то он посвятил бы два из них изучению и один – проповеди»107. Для человека Божьего не существует иного выбора, как только быть прилежным учеником, изучающим Божье Слово».
Первые 5 лет своего пасторства, я не мог позволить себе иметь такую роскошь, как долгие изучения Слова. Звучит это печально, а может шокирующее. Но, мое сердце было увлечено другими моментами служения и опиралось на другие силы, которые вовсе и не были силами. Единственная сила для служения это действие Бога, посредством Слова. Поэтому очевидно, что мне необходимо изменять свой стиль жизни, свое мышление в служении, чтобы я посвящал себя личному изучению Писания.
3. Личное применение Слова проповедником:
«Преподающие Слово понесут большую ответственность не только за точность его преподавания, но и за правильность его исполнения. Как написал Иаков: «…не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению…» (Иак.3:1). «Учительный» епископ должен быть «непорочен» во всех сферах жизни (1Тим.3:2-7). Кто выберет банкиром банкрота? Так и люди не примут проповедника, который не в силах исполнять то, о чём проповедует. Д. Л. Мооди однажды сказал: «Бог дал нам Писание не для расширения кругозора, а для изменения жизни»110. Цель проповедника – духовно преобразить слушателей, но начинаться такое преображение должно с его собственной жизни. Он должен сам стать воплощением проповеди.
Чтобы проповедь была сильной и убедительной, проповедник должен пребывать в полном послушании Господу.
В сердце проповедника всегда должно присутствовать подобное благоговение перед Писанием. Прежде чем люди смогут приобрести святой страх перед Словом, такое же состояние должно завладеть душой того, кто возвещает это Слово. Подобное благоговение лежало в основе увещеваний Павла, адресованных юному Тимофею: «Итак, заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово…» (2Тим.4:1-2). Можно ли представить себе более серьёзный подход к Писанию?
Сперджен однажды сказал по поводу того, с каким благоговением Мартин Лютер выходил за кафедру: «Думаю, Лютер без страха встретился бы с самим дьяволом, однако он сам признавался в том, что когда он вступал на кафедру проповедовать, у него часто дрожали колени. Более всего он опасался оказаться неверным Божьему Слову. Проповедовать всю истину – наше величайшее призвание. Мы с вами – Божьи посланники, и нам не пристало быть легкомысленными. Мы должны трепетать перед Божьим Словом».117 Жан Кальвин заметил: «Мы обязаны относиться к Писанию с таким же благоговением, как и к Богу, потому что оно произошло только от Него, и ничто человеческое к нему не примешано»118.
Но давайте посмотрим в лицо фактам: слишком многие проповедники сегодня больше напоминают эстрадных артистов и юмористов, чем толкователей Библии, служителей с «дрожащими коленями». Нехватка богобоязненных и благоговейных людей за кафедрами остаётся самой насущной потребностью. Джон Нокс, великий шотландский реформатор, однажды сказал: «Я никогда не боялся дьявола, но трепещу всякий раз, когда выхожу на кафедру». Где же люди, подобные Ноксу, которые трепетали бы, открывая Слово Божье»?
4. Чтение Слова в проповеди:
«В окружении нескольких левитов Ездра читал Писание вслух. В Книге Неемии записано: «И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» (8:8). Перед тем как объяснять Слово, слушателей познакомили с ним посредством публичного чтения. Чтение библейского текста не было скучным и сухим, а голос чтеца – монотонным и безжизненным. Напротив, еврейское слово q\r\a («читать») означает «взывать, провозглашать»119. Это то же самое слово, которым описана пламенная проповедь Ионы в Ниневии, когда он «проповедовал» (взывал) к народу (Иона 3:4). Оно обозначает пламенную речь, отмеченную полной уверенностью в провозглашаемой истине, глубокими чувствами и энергией.
Именно так Ездра читал Писание. Он старался соблюсти правильное «произношение, интонацию и фразовое ударение, чтобы смысловые единицы текста и его традиционное значение были легко понятны слушателям»120.
Дэвид Домбек писал: «Одна из замечательных задач, стоящих перед глашатаями Божьего Слова … и перед церковным богослужением вообще, – это чтение Слова вслух. Так мы провозглашаем Слово Отца напрямую Его народу»122. К сожалению, чтение Писания в церковном служении сегодня зачастую отошло на второй план – если оно вообще присутствует. Джон Бланшард с горестью замечает: «В иных церквах у меня складывалось впечатление, что к чтению Библии подходят с меньшей подготовкой, чем к объявлениям в конце служения – и с несравнимо меньшим пониманием того, что читают»123. Искусный мастер разъяснения Писания Стивен Олфорд однажды увещевал пасторов: «Читайте Писание так, чтобы было понятно, что вы в него действительно верите».
Ранее проповедуя, я часто считал, что лучше пересказать текст, чтобы не утомлять слушателей. Это было огромной глупостью, которая родилась, через постмодернистскую ересь, которая вошла в мое мышление. Теперь же я осознаю, что Слово сильно и должно быть зачитываемо, провозглашаемо и разъясняемо. Более, того прочитывание Слова показывает, что проповедник ценит Слово больше, чем свои слова, а это научает церковь ценить Слово.
5. Разъяснение текста и разъяснение путей применения текста в проповеди:
«Ездра объяснял значение текста, помогая, таким образом, своим слушателям понимать его – «народ понимал прочитанное» (ст.8). Шесть раз в этой главе упоминается о «понимании» или «пояснении» смысла текста (ст.2-3, 7-8, 12-13).
Помощь в надлежащем понимании Божьего Слова была и остается сердцевиной разъяснения библейской истины и этим нельзя пренебрегать. Библейская проповедь должна в первую очередь объяснять истинное значение текста Писания, давая слушателям ясное его понимание на основании языка оригинала и указывая на применение его истин к жизни слушателей. Стотт пишет: «Писание, глаголы Бога живого, должно исследоваться и объясняться со всей тщательностью, старательностью, скрупулезным вниманием»129. Хаддон Робинсон написал: «В своем лучшем виде экспозиционная проповедь – это преподавание библейской истины, обнаруженной при помощи исторического и грамматического анализа текста в соответствующем контексте под руководством Святого Духа, Который применяет его сначала к жизни проповедника, а затем через него – к слушателям»130.
Библейская проповедь извлекается исключительно из Писания, выстраиваясь на фундаменте правильного толкования, которое объясняет и применяет к современным слушателям заложенное Богом значение Писания. Нам следует помнить слова знаменитого библеиста Меррила Унгера:
Каков бы ни был объём объясняемого отрывка, но если его изначальный смысл, заложенный автором и соотнесённый с контекстом всего Писания, объясняется и применяется к нуждам современных слушателей, то это можно с полной уверенностью назвать экспозиционной проповедью. Следует подчеркнуть, что это не проповедь о Библии, а проповедь Библии. «Так говорит Господь» – это альфа и омега экспозиционной проповеди. Она начинается с Библии и заканчивается Библией, и все, что в ней есть, проистекает из Библии. Иначе говоря, экспозиционная проповедь – это проповедь, сосредоточенная на тексте Библии. Любые другие материалы – такие как иллюстрации, из личной жизни, археологии, истории, философии, искусства или науки – играют вспомогательную роль и подчинены одной единственной цели разъяснению выбранного текста Писания, независимо от его размера, и применению его требований к слушателям131.
Кайзер обращается ко всем проповедникам с обличением:
«Слишком часто Библия используется только как сборник афоризмов или как трамплин, дающий толчок для наших собственных измышлений. Но откуда взялась эта безрассудная идея, что Бог благословит наши собственные мнения или суждения? Кому нужно очередное человеческое мнение взамен изучения Библии или проповеди, исходящей из Слова Божьего? Кто сказал, что Бог благословит наши решения, программы по развитию церкви или блуждания по поводу прочитанного текста? Несомненно, в этом как раз и кроется главная причина того, что голод по Слову продолжает расти во всей Северной Америке. Именно поэтому голод по преподаванию и провозглашению Божьего Слова усиливается год от года. Люди не могут жить отвлеченными идеями, сколь красноречиво бы они ни были представлены. Для духовной жизни им нужно чтение и объяснение всего Писания – строка за строкой, абзац за абзацем, глава за главой и книга за книгой. Где толкователи Писания, и где их учителя?»133
В этом состоит главный вопрос современности. Где такие экспозиторы? Где такие наставники? Эти серьёзные вопросы призваны побудить всех проповедников и учителей утолить голод современных верующих по экспозиционной проповеди.
Необходимо понять, что современный «голод слышания слов Господних» (Амос 8:11) происходит от голода по проповеди Слова. Прав был Джон Стотт, написавший: «Низкий уровень христианской жизни своим происхождением более всего обязан низкому уровню христианской проповеди»134. Так пусть же проповедники разъясняют Книгу, всю Книгу и ничего кроме Книги – и да поможет им Бог!
«Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». 1 Тимофею 4:13-16
«Проповедь есть публичное разъяснение Писания человеком, посланным от Господа. При этом в ней Сам Бог
предстает перед слушателями с судом и благодатью».
Жан Кальвин