Проповедь “Богословие БОГОСЛУЖЕНИЯ” (мой доклад на конференции Ассоциации)

1

2

Тема: «Богословие богослужения»

Цель проповеди: Разъяснить библейское учение о богослужении церкви.

1. Введение.

Все мы много раз были на богослужении наших церквей и даже на богослужениях других церквей. Почему же изучать библейское учение о богослужении должно занять целых 2 дня? Почему эта тема требует такого глубокого изучения?

Раскрыть идею 3-х поколений церквей и влияния американского разнообразия (запутанности) на Украину.

2. Место богослужения в общем замысле Бога.

Прежде всего, необходимо определить место богослужения в общем замысле Бога.

1. Божий замысел заключается в явлении великой Славы Божьей.

4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, –
6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,
7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
(Еф.2:4-7)

Величие Божье сияло до мирозданья и Бог замыслил мирозданье и жертвенную смерть Своего Сына, дабы проявить величественную Славу Свою.
Слава сияла, слава сияет и слава воссияет невероятным образом в будущем.
Слава Божья суть жизни всего мира!
Но, как же Бог замыслил являть Свое Величие через нас?
2. Величие Божье является, через поклонение всей жизнью, т.е. через подчинение всей жизни Его Слову.

9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
12 Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение,
13 потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению.
(Фил.2:9-13)

Слава Божья является через нас посредством нашего поклонения всею жизнью.

Истинное поклонение происходит тогда, когда мы подчиняем Его Слову каждый нюанс нашей жизни (каждую мысль приводим в покорность Христу).

20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
21 Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение.
(Фил.1:20,21)

31 Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.
(1Кор.10:31)

3. Богослужение является частью поклонения всей жизнью. Богослужение является важной, часто ключевой, частью поклонения всей жизнью.

Богослужение являлось и является источником дающим огонь поклонения, который зажигает всю жизнь поклонением.

Богослужение важнейший источник, который приносит огонь, силу, желание, учение для того, чтобы вся жизнь горела для Славы Божьей!

Богослужение выражает апогей поклонения народа Божьего!

Богослужение проповедует мощнейшую проповедь для безбожного сердца, ведя его к покаянию!

Давайте посмотрим на библейское основание для богослужения и т.о. увидим, что оно всегда являлось важной частью поклонения народа Божьего.

Подтверждение этому мы увидим в следующей части моей проповеди.

3. Библейское основание для богослужения в жизни народа Божьего.

Поклонение В.З., как и Н.З. состояло из поклонения всею жизнью и особыми актами поклонения.

Богослужение – это особый акт поклонения Богу (познания Бога) совместно с другими людьми народа Божьего.

Богослужение в ветхом завете описано, как развивающееся событие. Оно развивалось от особого поклонения в одиночку до особого поклонения совместно с другими людьми Божьими.

1) Богослужение В.З.

Мы рассмотрим ветхозаветное развитие поклонения и яркие примеры поклонения.

А)Времена патриархов.
В повествовании о временах патриархов упоминаются жертва “от первородных стада” (Быт 4:4), благодарств. жертва (Быт 8:20) и возлияние (Быт 35:14). Говорится также о призывании имени Господа (Быт 4:26; 12:8) и о приношении десятины (Быт 14:20; 28:22). Если богослужебные деяния Каина находились в полном противоречии с его душевными помыслами (Быт 4:3,5-7), то у Авраама они находились в полной гармонии (Быт 22:1-18).

Иов проводил богослужение со своими детьми.

4 Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними.
5 Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал [за ними] и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все [такие] дни.
(Иов.1:4,5)

Б) БОГОСЛУЖЕНИЕ ИЗРАИЛЬТЯН ПОСЛЕ ДАРОВАНИЯ ЗАКОНА

1) порядок ветхозаветных Б. был заповедан Самим Богом на горе Синай. Ежедневные жертвопри-ношения (Чис 28:3-8) дополнялись особыми Б., совершавшимися в -> субботу (ст. 9,10), в день
новолуния (ст. 11-15), в великие ежегодные праздники (Чис 28:16 – 29:39), в -> субботний (Лев 25:1-7) и -> юбилейный годы (ст. 8-19). Этот порядок стал основой всей жизни израильтян. Центром Б. было святилище, -> скиния или -> храм с находящимся в нем -> ковчегом завета. Здесь совершали службу -> священники и -> левиты; в Б. (прежде всего во время праздников) участвовала вся израил. община (-> Церковь, собрание, община, I,2) (Втор 16:16; ср. 1Цар 1:3-5; Лк 2:41,42);

2) началом ветхозаветного Б. стало обнаро-дование Моисеем Закона (Исх 24:7,8; 25:1,2 и др.). В конце своей жизни Моисей повторно возвестил народу Закон (Втор 1:3). После него это делали Иисус Навин (Нав 24:25), священники, левиты, князья и пророки во времена Иосафата (2Пар 17:7-9) и Иосии (4Цар 23:2), а также Ездра (Неем 8:1-8). Согл. завещанию Моисея, в субботний год во время праздника Кущей (Втор 31:9 и след.) весь закон читался для напоминания и научения. Также регулярным обращением к Закону служили публичные проповеди пророков (Иер 2:1,2; 7:1,2) и чтение пророч. речей в храме (Иер 36:1-10);

3) в центре Б. находилась -> ЖЕРТВА.
Жертвы курения (Исх 30:7,8), всесожжения, бескровные жертвы и возлияния, благодарственные жертвы и жертвы за грех предпи-сывалось приносить ежедневно, а также во время праздников (Чис 28; 29). За жертвопри-ношением, сопровождавшимся в праздничные дни звуками труб, следовало благословение (Лев 9:22 и след.; Чис 6:22-27).

4) радость Б. находила свое выражение в ->
ТАНЦЕ (Пс 86:7 – в Синод. пер. – “играющие”; 149:3 – в Синод. пер. – “с ликами”; 150:3 – в Синод. пер. – “с ликами”) и в ПЕСНОПЕНИЯХ
левитов, сопровождавшихся игрой на духовых, ударных и струнных инструментах (1Пар 16:42; 2Пар 5:12,13; Пс 80:3,4). Традиц. хвалебным и благодарств. был псалом Давида “Славьте Господа” (1Пар 16:7-36; 2Пар 20:21; ср. Неем 11:17). В книге Псалтирь довольно часто встречаются указания к исполнению псалмов в храме (см. Пс 4:1; 9:1; 21:1; 38:1; 52:1; ср. также, напр., Авв 3:19). Левитские певцы и музыканты могли “провещавать” (1Пар 25:1; ср. 2Пар 20:14), т.е. сочинять, псалмы (Пс 45:1; 49:1; 87:1 и др.), а также исполнять их в храме;

5) за искл. славословия левитов, -> МОЛИТВА произносилась
Соломоном при освящении храма (3Цар 8:22-53) или Иосафатом (2Пар 20:5-12) и Езекией (2Пар 30:18-20). -> ПОСТ также был предписан в день искупления (Лев 23:27).

6) величие храма и Б.
(Пс 25:6-8; 26:4; 64:5; 83:2-5,11), радость по поводу “восхождения” народа перед своим Богом (Пс 121:1-4) неоднократно воспеваются в псалмах. “Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его” (Пс 95:6; ср. 1Пар 16:27). Этим объясняется тоска и томление людей, оказавшихся вдали от святилища (Пс 41:5 и след.;
42:4 и след.; 62:2 и след.), и печаль псалмопевца по поводу разрушения храма (Пс 73:3-7).

Пример особого богослужения В.З.:

Неемии 8-13 – богослужение

1Пар.28 – 29; 2 Пар.5 – 7 – храм Соломона

4Царств 22 – 23:25 – реформация Иосии

7) синагоги

Ни в ВЗ, ни в древнейших иуд. Толкованиях Закона не встречается предписаний, к-рые требовали бы сооружения особых зданий как мест для собраний. Вполне возм., что С. Стали возникать после вавил. Плена, т.к. в изгнании их необходимость оказалась очевидной. Там потребовались места, где иудеи могли бы собираться, молиться и слушать Закон. До этого С., как постоянных религ. Учреждений наряду с центральным святилищем в Иерусалиме, не существовало. Возм., свою роль в возникновении С. Сыграла реформа Иосии, к-рый разрушил капища на высотах.

В книге Деяния Лука дает нам самое древнее описание службы в синагоге. В Мишне описывается образец служения в синагоге:

1) Вероисповедание, Шма (Вт.6:4-9; 11:13-21; Числ.15:37-41);
2) Молитва;
3) Чтение Писания (Закон – обязательно(Деян.15:21), а также из Пророков – реже);
4) Толкование (поскольку все меньше жителей Палестины знали еврейский язык, на котором была написана Библия, после чтения Писания следовал его перевод на арамейский, а в рассеянии – на греческий);
5) Обращение к народу – применение;
6) Благословение.

Как и Иисус (Мк 1:39; Лк 4:15-30), древняя Церковь часто использовала синагогальные собрания как возможность для проповеди Евангелия (ср. Деян 6:9). Павел регулярно хо-дил в С. (Деян 9:20; 13:5,14 и след.; 14:1; 17:1,10, 17; 18:4,19; 19:8) или в молельные дома, если в городе не было С. Но сопротивление неуве-ровавших иудеев неизбежно заставляло его покидать С. (Деян 13:45 и след.; 17:5 и след.; 18:6; 19:9), причем уверовавшие следовали за ним.

2) Богослужение Н.З.

Деян.2:40-47

Первая церковь регулярно имела общие богослужения и собрания по домам.

7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
8 В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.
9 Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.
10 Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем.
11 Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.
12 Между тем отрока привели живого, и немало утешились.
(Деян.20:7-12)

1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
(1Кор.16:1,2)

3) Богослужение в небесах.

Б. на земле – это отображение Б. на небесах (-> Небо, небеса).
Ветхозаветное жертвоприношение служило “образу и тени небесного” (Евр.8:5).

4 Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что [здесь] такие священники, которые по закону приносят дары,
5 которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе.
(Евр.8:4,5)
Христос “со Своею Кровию однаж-ды вошел во святилище [в самое
небо] и приобрел вечное искупление” (Евр 9:11,12,24). Ангелы – “суть служебные духи” (лейтургика пнеумата; Евр 1:14); серафимы славят Бога (Ис 6:2-4); хвала и благодарение воспеваются Богу на небесах (Откр 4:8-11; 5:8-14; 7:9-12; 11:15-19; 14:1-3; 15:2-4).

4. Важность богослужения.

1) Для отдельного христианина.

2) Для здорового развития церкви (ереси, единство, глубина влияния).

Еф.4:11-16

3) Для мира.

23 Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить [незнакомыми] языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?
24 Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.
25 И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.
26 Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию.
(1Кор.14:23-26)

5. Атмосфера и составные части богослужения.

Атмосфера:

1. Атмосфера Богоцентризма (запах величия Божьго и пламенное преклонение перед Ним, благоговение перед Богом).
2. Атмосфера Библиецентризма.
3. Атмосфера высокой праведности.
4. Атмосфера радости и счастья в Иисусе Христе.
5. Атмосфера евангелия.

Составные части:

1. Молитва.
2. Библейская проповедь.
3. Поклонение музыкально-молитвенное.
4. Христианское общение и служение друг другу.

5. Регулярное хлебопреломление.
6. Евангелие неверующим.
7. Пасторское служение.

Качество:

1. Хорошо подготовленное.
2. Организованное.
3. Продуманное (Рим.12:1).

6. Характеристики служителей богослужения.

Служители, совершающие богослужение, должны обладать высокой зрелостью. Иначе богослужение не сможет провести Славу Божью в сердца и жизни людей, которые жаждут этой Славы и поэтому пришли на богослужение.

8. Итог.

Богослужение предписано Библейским учением.

Богослужение является важнейшей частью поклонения Богу.

Богослужение несет незаменимое благословение для безбожного общества, отдельного неверующего, каждого христианина и для здорового развития церкви в целом.

Богослужение должно быть Богоцентричным и Библиецентричным.

Богослужение должно содержать пасторскую заботу о церкви и служение друг другу всех членов церкви.

Богослужение должно быть подготовленным, организованным и эффективным.

Служители, совершающие богослужение, должны обладать высокой зрелостью.

Пусть же Бог благословит нашу ассоциацию истинно библейскими богослужениями, которые совершают духовный труд созидания Царства Божьего и стоят на страже Истины.

Да, возрастет поколение Богоцентричных Библеистов, созидающих церковь и распространяющих Царство Божье!

4 коментаря для “Проповедь “Богословие БОГОСЛУЖЕНИЯ” (мой доклад на конференции Ассоциации)”

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *