Чему учит Библия о посте?

Иисус учил о посте и показывал пример того, как нужно поститься. После того, как Иисус был помазан Духом Святым, Он пошел в пустыню, где постился и молился в течение сорока дней (Матф. 4:2). Во время Нагорной проповеди, Иисус дал конкретные наставления относительно поста (Матф. 6:16-18). Иисус знал, что последователи, с которыми Он говорил, будут поститься. Но в чем назначение поста для верующих сегодня? Вот некоторые ответы.

1. Проявление смирения и раскаяния

• 2-я Паралипоменон 7

13 Если Я заключу небо и не будет дождя, и если повелю саранче поедать землю, или пошлю моровую язву на народ Мой,
14 и смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их.
15 Ныне очи Мои будут отверсты и уши Мои внимательны к молитве на месте сем.

Первая из причин, по которой мы постимся – проявление смирения перед суверенным Творцом вселенной. Бог отвечает нам, если мы неустанно от всего сердца ищем Его (2 Пар. 7:14).

• Иона 3

6 Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле,
7 и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: `чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили,
8 и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.
9 Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем’.
10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел.

Иногда пост включает в себя исповедание грехов и раскаяние. Именно так и произошло в Ниневии, когда Иона против собственного желания сказал ниневитянам, что Бог собирается судить их. Они объявили пост и покаялись в грехах.

• Псалтирь 34

1 Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною;
2 возьми щит и латы и восстань на помощь мне;
3 обнажи меч и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: `Я – спасение твое!’
4 Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей; да обратятся назад и покроются бесчестием умышляющие мне зло;
5 да будут они, как прах пред лицом ветра, и Ангел Господень да прогоняет их;
6 да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их,
7 ибо они без вины скрыли для меня яму – сеть свою, без вины выкопали ее для души моей.
8 Да придет на него гибель неожиданная, и сеть его, которую он скрыл для меня, да уловит его самого; да впадет в нее на погибель.
9 А моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него.
10 Все кости мои скажут: `Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его?’
11 Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня;
12 воздают мне злом за добро, сиротством душе моей.
13 Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.

Постясь, вы проявляете смирение, признавая свою зависимость от Бога. В Псалме 34 Давид оплакивает жестокое отношение его врагов к себе в контрасте с тем, как он заботился о них, когда они были больны. Он смирил свою душу, постясь и молясь об их выздоровлении (Псл. 34:13).

2. Поиск лица Божьего в полноте.

Вторая причина, по которой мы постимся, в том, что мы отвечаем на любовь Бога к нам. Как будто мы говорим Богу: “Так как Ты – святой и праведный, и Ты возлюбил меня так, что послал Иисуса умереть за мои грехи, я хочу узнать Тебя еще ближе”.

Иеремия 29

11 Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду.
12 И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас;
13 и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим.
14 И буду Я найден вами, говорит Господь…

В книге Иеремии 29:13 сказано, что мы найдем Бога, если будем искать Его от всего сердца. Возможно, пропустив обед или постясь в течение одного или даже нескольких дней, мы захотим уделить время тому, чтобы искать Бога и прославлять Его.
Если мы добровольно уделяем время посту, мы проявляем желание искать Бога.

3. Если мы желаем чего-либо.

Иногда, постясь, мы проявляем искреннее желание познать волю Бога относительно того, чего мы истинно желаем.

• Ездра 8

21 И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицом Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего,
22 так как мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему есть благодеющая, а на всех оставляющих Его – могущество Его и гнев Его!
23 Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас.
24 И я отделил из начальствующих над священниками двенадцать человек: Шеревию, Хашавию и с ними десять из братьев их;
25 и отдал им весом серебро, и золото, и сосуды, – все, пожертвованное для дома Бога нашего, что пожертвовали царь, и советники его, и князья его, и все Израильтяне, там находившиеся.
26 И отдал на руки им весом: серебра – шестьсот пятьдесят талантов, и серебряных сосудов на сто талантов, золота – сто талантов;
27 и чаш золотых – двадцать, в тысячу драхм, и два сосуда из лучшей блестящей меди, ценимой как золото.
28 И сказал я им: вы – святыня Господу, и сосуды – святыня, и серебро и золото – доброхотное даяние Господу Богу отцов ваших.
29 Будьте же бдительны и сберегите это, доколе весом не сдадите начальствующим над священниками и левитами и главам поколений Израилевых в Иерусалиме, в хранилище при доме Господнем.
30 И приняли священники и левиты взвешенное серебро, и золото, и сосуды, чтоб отнести в Иерусалим в дом Бога нашего.
31 И отправились мы от реки Агавы в двенадцатый день первого месяца, чтобы идти в Иерусалим; и рука Бога нашего была над нами, и спасала нас от руки врага и от подстерегающих нас на пути.

Ездра объявил пост, когда просил Бога защитить Его людей по пути в Иерусалим из изгнания. Бог ответил и безопасно привел их в Иерусалим, по дороге избавляя от врагов и засад (Ездра 8:21-31).

Хотя пост доказывает нашу искренность, он не гарантирует, что мы получим желаемое. Возможно наша просьба находится вне воли Бога или мы просим о чем-то с неверными мотивами.

• 2-я Царств 12

15 И пошел Нафан в дом свой. И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело.
16 И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись, провел ночь, лежа на земле.
17 И вошли к нему старейшины дома его, чтобы поднять его с земли; но он не хотел, и не ел с ними хлеба.
18 На седьмой день дитя умерло, и слуги Давидовы боялись донести ему, что умер младенец; ибо, говорили они, когда дитя было еще живо, и мы уговаривали его, и он не слушал голоса нашего, как же мы скажем ему: `умерло дитя’? Он сделает что-нибудь худое.

Давид постился семь дней, когда заболел ребенок Вирсавии, отцом которого был он. Давид раскаялся в прелюбодеянии с Вирсавией и в убийстве ее мужа. Он смирился, постился и молился, но ребенок все равно умер (2-я Царств 12:15-18).

4. Мы постимся, чтобы узнать волю Бога.

Искать волю Бога и Его указаний – это не то же самое, что простить Его о чем-то, что мы желаем. Когда израильтяне враждовали с коленом Вениаминовым, они искали воли Бога с помощью поста. Огромная армия постилась до вечера, и “Тогда все сыны Израилевы вопрошали Господа: ” Выходить ли мне еще на сражение с сынами Вениамина, брата моего, или нет?” (Книга Судей 20: 26-28).

• Деяния 13

1 В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.
2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их

Отрывок из книги Деяния 13:1-3 подразумевает, что руководители церкви должны искать указаний к служению от Бога с помощью молитвы и поста. Вот что ответил Святой Дух: “Отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их”.

5. Развитие дисциплины.

Одно из преимуществ поста – развитие самоконтроля с помощью дисциплины тела.
• 1-е Коринфянам 9

25 Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного.
26 И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух;
27 но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.

Когда мы говорим “нет” естественной потребности в пище, мы развиваем волю и дисциплину, чтобы сказать “нет” другим желаниям плоти

В Библии описаны и другие причины, по которым люди верующие постились, например:

6. Избавление

2-я Паралипоменон 20

1 После этого Моавитяне и Аммонитяне, а с ними некоторые из страны Маонитской, пошли войною на Иосафата.
2 И пришли, и донесли Иосафату, говоря: идет на тебя множество великое из-за моря, от Сирии, и вот они в Хацацон-Фамаре, то есть в Енгедди.
3 И убоялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее.
4 И собрались Иудеи просить помощи у Господа; из всех городов Иудиных пришли они умолять Господа.
5 И стал Иосафат в собрании Иудеев и Иерусалимлян в доме Господнем, пред новым двором,
6 и сказал: Господи Боже отцов наших! Не Ты ли Бог на небе? И Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя!
7 Не Ты ли, Боже наш, изгнал жителей земли сей пред лицем народа Твоего Израиля и отдал ее семени Авраама, друга Твоего, навек?
8 И они поселились на ней и построили Тебе на ней святилище во имя Твое, говоря:
9 если придет на нас бедствие: меч наказующий, или язва, или голод, то мы станем пред домом сим и пред лицем Твоим, ибо имя Твое в доме сем; и воззовем к Тебе в тесноте нашей, и Ты услышишь и спасешь.
10 И ныне вот Аммонитяне и Моавитяне и обитатели горы Сеира, чрез земли которых Ты не позволил пройти Израильтянам, когда они шли из земли Египетской, а потому они миновали их и не истребили их, –
11 вот они платят нам тем, что пришли выгнать нас из наследственного владения Твоего, которое Ты отдал нам.
12 Боже наш! Ты суди их. Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе очи наши!
13 И все Иудеи стояли пред лицем Господним, и малые дети их, жены их и сыновья их.

7. Оплакивание потери любимого человека

1-я Царств 31

1 Филистимляне же воевали с Израильтянами, и побежали мужи Израильские от Филистимлян и пали пораженные на горе Гелвуе.
2 И догнали Филистимляне Саула и сыновей его, и убили Филистимляне Ионафана, и Аминадава, и Малхисуа, сыновей Саула.
3 И битва против Саула сделалась жестокая, и стрелки из луков поражали его, и он очень изранен был стрелками.
4 И сказал Саул оруженосцу своему: обнажи твой меч и заколи меня им, чтобы не пришли эти необрезанные и не убили меня и не издевались надо мною. Но оруженосец не хотел, ибо очень боялся. Тогда Саул взял меч свой и пал на него.
5 Оруженосец его, увидев, что Саул умер, и сам пал на свой меч и умер с ним.
6 Так умер в тот день Саул и три сына его, и оруженосец его, а также и все люди его вместе.
7 Израильтяне, жившие на стороне долины и за Иорданом, видя, что люди Израильские побежали и что умер Саул и сыновья его, оставили города свои и бежали, а Филистимляне пришли и засели в них.
8 На другой день Филистимляне пришли грабить убитых, и нашли Саула и трех сыновей его, павших на горе Гелвуйской.
9 И [поворотили его и] отсекли ему голову, и сняли с него оружие и послали по всей земле Филистимской, чтобы возвестить о сем в капищах идолов своих и народу;
10 и положили оружие его в капище Астарты, а тело его повесили на стене Беф-Сана.
11 И услышали жители Иависа Галаадского о том, как поступили Филистимляне с Саулом,
12 и поднялись все люди сильные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Беф-Сана, и пришли в Иавис, и сожгли их там;
13 и взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней.

8. Исцеление больных

Псалтирь 34

13 Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.

9. Назначение старейшин в церкви

Деяния 14

23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.

P.S. ? Похудение НЕ может быть причиной духовного поста.

Люди Божьи продолжают поститься.

Библия не указывает никаких ограничений относительно того, кто может поститься. Большинство реформаторов церкви – включая Мартина Лютера, Джона Кальвина и Джона Нокса – постились. Нокс так много постился и молился, что королева Виктория боялась, что его молитвы сильнее всей шотландской армии.
Джон Уесли, известный английский проповедник, миссионер и основатель методизма, постился два раза в неделю от рассвета и почти до вечера. Чарльз Финней, один из членов движения Возрождения 1800-х, постился регулярно каждую неделю, а иногда не ел несколько дней подряд, если чувствовал ослабление духовной силы.
Доктор Билл Брайт, обязательно постится и молится. Он считает, что пост и молитва играют важную роль в том, что Бог делает через него и через служение.
Др. Брайт призывает верующих поститься, но и предупреждает их о двух распространенных ошибках:

Первая заключается в том, что мы можем законнически подходить к посту. Важно помнить, что Бог любит нас и не гневается, если мы не постимся.
Вторая ошибка заключается в том, что мы можем начать чрезмерно гордиться тем, что постимся. Эту проблему можно избежать, если сфокусироваться на характере Бога и на том, что Он сделал для нас. Большинству из нас не стоит беспокоиться о неверном отношении к посту. Проблема в том, что многие вообще не постятся.
Пост – это посвящение искать Бога. Пост не предназначен для развития самоправедности. Пост – это привилегия, преимущества которой может испытать каждый.

11 коментарів для “Чему учит Библия о посте?”

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *