Один мой друг прислал мне этот краткий обзор статьи Рика Холланда, которой (плюс несколько моих комментариев, которые выделены жирным шрифтом в отдельных абзацах) я хочу поделиться с вами. С самого начала хочется сказать, что тема пасторства и освящения, т.е. взращивания святых в зрелости, являются очень важными для здоровья церкви.
Я думаю что два этих вопроса являются одними из важнейших вопросов истинного христианства. Особую важность эти вопросы преобретают в наше время, когда существует либо пренебрежение к ним, либо много тумана вокруг них.
Итак, статья!
“РОЛЬ ПАСТОРА В ОСВЯЩЕНИИ ЕГО ЦЕРКВИ
Адаптировано президентом служения Encouragement Intl, Inc. Халом Хейсом (Hal Hays) на основании статьи Рика Холланда в журнале богословской семинарии Мастерс (Vol. 21 #2).
Добрый Пастырь Иисус дает наставления пасторам вести Божий народ в святости и в стремлении к освящению. Это руководство можно обозначить шестью факторами пастырской заботы:
• Желание, чтобы народ освящался,
• Личный пример освящения,
• Проповедь для побуждения к освящению,
• Послушание в воспитании освященных учеников,
• Посвящение в молитве об освящении народа,
• Ведущая роль в публичном поклонении ради воспитания освящения.
Очень точно, глубоко и последовательно эти пункты отражают шаги освящения церкви, расположенные по приоритетности. Пропускать нельзя ни один пункт. Иначе старания освящать (усовершать) народ Божий не увенчаются успехом.
Сам новозаветный термин «пастырь» несет в себе огромное смирение. Если бы этим словом, означающим «пасти отару овец», назвали простого человека, он вряд ли воспринял его как комплимент. Иисус по Своей воле избрал для Себя низший термин «Пастырь» (Иоан. 10:11, 14).
Это невероятно важное наблюдение! И без веры, без убежденности в истине, без того, чтобы ценить Бога больше себя и всей своей жизни, невозможно быть пастырем по сердцу Господнему. Хотя конечно есть пастыри, которые больше похожи на царей чем на пастухов, но это не то, что Бог вознаградит. Пасторство -дело смряющее человека. Мое пасторское служение много-много раз было “мясорубкой” для моего сердца! И это будет продолжаться всю мою жизнь, если я продолжу так служить Господу!
Работа пастыря описана в Пс. 22. Пастырь постоянно перегоняет овец с места на место. Он водит их к злачным пажитям (ст. 2a), к тихим водам (ст. 2б), на стези праведности (ст. 3б), через долину смертной тени (ст. 4), к месту трапезы (ст. 5), в конечном итоге, к дому Господню (ст. 6).
Священное Писание говорит, что увидеть Бога – это блаженство (“Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят” Матф. 5:8). В этом смысле можно сделать вывод, что высшим приоритетом для пастора должно стать наставление в освящении и личный пример святости.
Эти слова очень драгоценны для моего сердца. Видеть Бога это наибольшее счастье, которое способно испытывать сердце человека. Видеть Его своим Отцом, понимать Его, видеть Его наивысшей ценностью своей жизни – вот наибольшее счастье. А видеть Бога в период наибольших страданий это спасение для души страждущей. Переоценить это невозможно, а недооценить очень даже просто.
Большинство методов евангелизации подчеркивают благословение в результате восстановления отношений с Богом по вере в подвиг Иисуса Христа на кресте (оправдание), и надежду вечного пребывания с Иисусом и уподобление Ему (прославление). В то же время, сегодняшние евангелизационные стратегии сильно приуменьшают стремление к освящению.
И еврейское слово в ВЗ, и греческое в НЗ подразумевают схожее значение освящения. Оба термина означают отделение для Божьих целей. Это отделение можно обнаружить в трех компонентах:
1. Положение – при спасении мы должны пребывать «во Христе» (1 Кор. 1:30; 6:11);
2. Развитие – мы должны истреблять грешные дела и последовательно по жизни практиковать праведность (1 Пет. 1:15-16; 2:24);
3. Реальность – однажды наша праведность будет подобна праведности Христа (1 Иоан. 3:2).
Очень важно знать и помнить, что обязанности пастора провозглашать и на практике являть освящение не следует путать со способностями пастора. Освятить способен только Бог. Пастор является проводником к освящению, но не соучастником освящения. Такую ошибку совершают священнослужители православной и католической церкви.
О, такую ошибку допускают и евангельские пастыри. Бог дал пастырям задачу усовершать народ Божий, но ни один пастырь не способен это сделать сам по себе. Это не выполнимая миссия. И это сначала вводит пастора в стресс, а затем по милости Божьей ломает их и наконец-то делает смиренными, надеющимися на Божью сверхъестественную работу, проповдниками Божьей работы в людях!
Освящение основано на святости Бога. В своей молитве о сыне, Анна возвещала: «Нет святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш»
(1 Цар. 2:2). Моисей подтвердил, что лишь один Господь «величествен святостью» (Исх. 15:11). Бог сам сказал Моисею объявить всему народу: «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Левит 19:2), что потом повторил для Церкви апостол Петр, говоря об образе жизни христианина. Исаия слышал, как серафимы без устали повторяли: «Свят, свят, свят» (Ис. 6:3), подчеркивая святость Бога на небесах. Подобное видение было и у апостола Иоанна спустя 800 лет, как он описал в Откр. 4:8.
Пастор обязан провозглашать святость Бога, однако не его задача – освящать верующих. Заповедь освящения дана всем, кто предстанет перед Богом и даст ответ за свои дела. Иными словами, пастор должен проповедовать Евангелие, призывать грешников к покаянию, осуждать беззаконие, поощрять праведность, поощрять надежду на небеса. При этом он не имеет личной власти и не призван Богом к тому, чтобы освятить кого-либо или что-либо. Пасторы провозглашают, человек откликается, Бог дарует. Обязанность пастора описана в шести вышеперечисленных факторах пастырской заботы.
1. ЖЕЛАНИЕ ПАСТОРА
2 Коринфянам 3:18 и Галатам 4:19 выражают сильное желание апостола Павла об освящении коринфских и галатийских верующих. Павел показывает пример желания пастыря вести свою церковь по пути, на котором христиане будут все более и более уподобляться Иисусу.
Именно здесь пастор может совершить одну из двух серьезных ошибок. Он может либо сильно завысить, либо сильно занизить ожидания. Он может либо ожидать от членов церкви совершенства, как у святых на небесах, либо позволит им чувствовать себя комфортно на земле, не особо задумываясь о небесах. В первом случае, стремясь обеспечить небесное совершенство на земле, он рискует сделать церковь законнической, где главенствуют определенные правила поведения (часто внебиблейские). Зачастую такая практика сопровождается мнением, что для принятия на небеса нужна более серьезная подготовка. Во втором случае мы наблюдаем тенденцию принижать важность освящения в этом мире на основании того, что это обещание и все равно будет исполнено в будущем. Этих крайностей можно избежать, если мы будем совершать пастырский труд, памятуя, что наша цель – достичь «единства веры», как написал Павел в Ефес. 4:11-13.
Вопрос библейского баланса в ожиданиях и стандартах практической святости – это один из таких вопросов, над которым я постоянно “ломаю голову”. Уж много лет я росту в мудрости по этому вопросу и процесс еще не завершен. А приходиться проходить сложные тупики и напряжения в отношениях.
2. ПРИМЕР ПАСТОРА
Один пастор Роберт Мюррей М’Чейни как-то сказал: «Величайшая нужда моего народа – моя личная святость». Этой фразой он практически повторил идею апостола Павла, высказанную в 1 Тим. 4:16; Тит. 2:7; 1 Кор. 4:16; 11:1 и 1 Фесс. 1:6. Такой подход служит разительным контрастом отношению лжеучителей, разоблачаемых Петром во 2 Пет. 2:20, дела которых выдают отсутствие святости.
Иногда пасторы приносят в жертву само служение, когда ради отношений с людьми пытаются угодить им или любой ценой поддерживать с ними дружбу вместо того, чтобы влиять на церковь и поощрять стремление членов церкви к святости.
Жизнь в святости приведет либо к отвержению и насмешкам, либо к восхищению и подражанию. Сам Иисус учил, что такая жизнь получит награду (Матф. 5:10, 11-12).
Для пастора главным побуждением должен стать личный пример руководства, как писал Павел: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 11:1).
Без яркого примера личной святости и проповедь и личные наставления пастора будут слабыми! И не только пасторы будут слабы, но и все лидеры любых служений. Невозможно ожидать, что люди пойдут за тобой в воскресенье, если ты в течении недели пропадал, был слаб и безынициативен!
3. ПРОПОВЕДЬ ПАСТОРА
Иисус молится, чтобы Бог освятил Свой народ (Иоан 17:17). Если следовать контексту, истина, о которой идет речь – это Слово Божье. С практической точки зрения, Бог совершает Свой труд по освящению избранных с помощью одного инструмента – Библии. Именно благодаря Священному Писанию Святой Дух ведет верующих к святости.
2 Тим. 3:16-17 еще раз подчеркивает эту же мысль. Библия преподает верное учение и выявляет лжеучение («для научения, для обличения»). Кроме того, Слово Божье исправляет неправильное поведение и показывает, каким должно быть правильное («для исправления, для наставления в праведности). Мертвые души можно оживить лишь через провозглашение Слова Божьего, и тогда искупленные души будут стремиться к святости.
4. УЧЕНИЧЕСТВО ПАСТОРА
Великое поручение (Матф. 28:19-20) заповедует нам воспитывать учеников («научите все народы»). Воспитание учеников происходит через избрание и обучение учеников библейским истинам, после чего принявшие эту истину верой принимают крещение. Но даже те, кто принял возвещаемую нами истину, не сразу становятся зрелыми христианами, не владеют в полной мере доктринальной истиной и не приобретают сразу должных навыков христианского поведения. Ученичество необходимо, чтобы «святой» младенец, заново родившийся и зависящий от духовного отца, стал зрелым «святым», зависимым от Христа.
Ученичество я обдумываю сейчас очень напряженно. Без ясно понимаемого процесса ученичества почти невозможно ожидать, что люди церкви будут им заниматься и будут плодотворны. Это нужда “моей” церкви – ценить ученичество, понять простой процесс ученичества, практиковать его не как редкость, а как повсеместно возникающее движение.
N.B. Новозаветный термин «святой» по отношению к людям применяется исключительно к живым верующим христианам (к тем, кто был объявлен праведным по вере), в тот момент жившим на свете. Павел обращается к «святым» в Рим. 1:7; 1 Кор. 1:2; 2 Кор. 1:1; Кол. 1:1; Ефес. 1:1 и Фил. Phil 1:1, но не к тем, кто на тот момент был жив во Христе, но телом мертв и отделен от этого мира, а к реально живущим в то время людям. Он говорит живым «святым», что они созданы «на добрые дела» (Ефес. 2:10), и что Божья воля относительно них заключается в том, чтобы жить освященной жизнью (1 Фесс. 4:3).
5. МОЛИТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ПАСТОРА
Если работу по освящению совершает именно Бог, то пастор обязан в молитве ходатайствовать о том, чтобы Божья благодать освятила членов его церкви. Этому есть множество примеров в Священном Писании: Самуил (1Царств 12:23), Даниил (Дан. 9:3-15), Павел (Ефес. 6:18; Кол. 1:10; Фил. 1:9-11).
6. РУКОВОДСТВО ПАСТОРА В ПУБЛИЧНОМ ПОКЛОНЕНИИ
Обязанность пастора заключается в том, чтобы создать атмосферу, при которой совместное поклонение приводит к освящению. Павел подчеркивает, что поклонение должно сопровождать не неустройство, а порядок (1Кор. 14:33), который должен быть и на всех совместных собраниях (1Тим. 2:3-5). Так, Господня Вечеря должна быть временем, когда верующий испытывает себя (2 Кор. 13:5) и исповедует любую нечистоту ради очищения (1Кор. 11:27-32).
Пастор должен развивать воскресное богослужение, должен в нем участвовать, должен присматривать за ним.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основание освящающей роли пастора хорошо видно на примере Надава и Авиуда. Их отец Аарон был избран Богом, чтобы представлять Бога перед израильским народом (Исх. 29:45-46). По Божьему благоволению, эти двое были избраны и научены, чтобы стать преемниками отца. Целую неделю они научались правильному исполнению обязанностей священников (Лев. 8:24-9:4). Они знали, что заповедал Бог для служения в скинии и как вести народ в поклонении Ему. Однако им пришлось расстаться с жизнью в первый же день своего служения, потому что молодые священники не прославили Бога и вели служение не так, как предписал Господь. (Лев.10:1-2)
Этот трагический эпизод должен стать для нас хорошим уроком. Роль пастора в процессе освящения церкви начинается с его собственного сердца. Пастор обязан чтить Божью святость, стремясь к Божьей святости, и стоять на страже против злоупотребления ею.
Спасибо большое за детальное описание роли пастора в освящении детей Божьих. Постараюсь применять эти библейские принципы среди молодёжи в своей церкви 🙂