Как выглядит квалифицированный наставник?
Пять характеристик:
I. НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ
1. Практикует полное выслушивание: осведомлен о познавательных, эмоциональных и бессловесных составных частях общения.
2. В достаточной мере разговорчив.
3. Эффективно использует молчание.
4. Использует, при необходимости, бессловесное поведение наставляемого.
5. Использует вопросы, чтобы помочь наставляемым сообщить важные данные и подумать.
6. Воздерживается задавать много наводящих вопросов, не расстраивает наставляемого, задавая слишком много вопросов, не те, что надо вопросы или неуместные вопросы.
7. Использует результативные пояснения, примеры и метафоры.
8. Объясняет сложные проблемы фактически всесторонне.
9. Краток и, вместе с тем, основателен.
10.Показывает хорошее знание Писания и умеет результативно обучать.
11. Убедителен и непоколебим в библейских вопросах; умеет донести авторитет Слова с любовью.
12. Проводит различие между советом, точкой зрения и библейским наставлением.
13. Всецело утверждает Иисуса в наставничестве; знакомит наставляемого с Иисусом выразительным и соответственным образом; вводит Христа в наставничество спонтанно и соответственно.
14. Умеет передавать Евангелие ясно и точно; умеет эффективно доносить мысль о серьезности греха, о средстве от наших грехов и проблем, вызванных им, через смерть и воскресение Христа, любовь Христа, Божью благодать, и что означает соединиться с Христом через веру.
15. Не смешивает наставничество с проповедью.
16. Умеет эффективно поддержать, утешить, стимулировать и дать библейскую надежду людям.
17. Умеет с любовью увещевать, обличать и упрекать.
II. НАВЫКИ ДИАГНОСТИКИ ТОЛКОВАНИЯ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
1. Порождает ряд обстоятельных, испытательных,
библейских гипотез; дает наставляемым объяснение по поводу их насущных проблем.
2. Гибок и осторожен в толкованиях; контролирует толкования; будет стремиться заменить что-то, если появятся новые данные.
3. Вопросы и обучение имеют целевую направленность.
4. Вникает в суть проблем, не задерживается на поверхностных проблемах и не концентрирует внимание на побочных.
5. Умеет увидеть, как представленные проблемы проявляются в процессе наставничества.
6. Проводит организованные последовательные и целевые занятия.
7. Умеет составлять действенный рекомендательный план на каждое занятие, а также и перспективный.
8. Понимает и соответствующим образом направляет интересы наставляемого.
9. Чувствует, что, возможно, мешает или помогает содействовать библейскому преображению в человеке.
10. Умеет распознать сопротивление наставляемого и возможные причины этого.
11. Умеет разглядеть успехи наставляемого или отсутствие таковых и узнать причины этого.
III. НАВЫКИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
1. Устанавливает открытые, честные и невраждебные взаимоотношения с наставляемым.
2. Проводит и руководит занятиями, которым характерна совместная работа.
3. Вызывает и доволен душевным волнением наставляемого.
4. Умеет по библейски справляться со своими собственными чувствами во время наставнического занятия; в подходящий момент может передать эти чувства.
5. Умеет контролировать занятие и вместе с тем дает свободу и делает уступки; имеет влияние, не проявляя своей власти.
6. Умеет применять индивидуальный подход и стиль наставничества к наставляемому.
7. Восприимчив к безотлагательным и требующим времени нуждам наставляемого.
8. Подготовка к занятиям проводится в молитве, размышлении и, если необходимо, изучении.
9. Знает и может спокойно, непосредственно и результативно разрешать вопросы взаимоотношений между наставником и наставляемым.
IV. ЛИЧНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
1. Имеет глубокую, жизненно важную, личную близость со Христом.
2. Твердо стоит на позиции собственного возрастания в святости и искусстве наставничества.
3. Сам послушен Христу и Его Слову; серьезно относится к Писанию и стремиться жить по заповедям Библии в своей личной и супружеской/семейной жизни.
4. Обладает смиренным сердцем.
5. Познал на себе преображающую жизнь, силу Духа Божьего и Слова.
6. Твердо убежден, что Бог справится с любой ситуацией.
7. В своей личной жизни ясно показывает плоды Духа Святого.
8. Прилежный (способный к учению).
9. Не противодействует критике.
10. Не ищет постоянного утешения.
11. Спокойно относится к разнообразию мнений по второстепенным спорным вопросам.
12. Быстро выходит из состояния после неудачи.
13. Легко смеется над самим собой.
14. Обладает хорошим сочетанием серьезности и радости.
15. Действует хладнокровно, находясь под давлением и гнетом.
16. Не оказывает влияние на людей или на обсуждения.
17. Спокойно относится к своей собственной индивидуальности, как человека; научился быть удовлетворенным.
18. Свободно выражает свои собственные мысли.
19. Реально и тщательно оценивает свои собственные сильные и слабые стороны, знает как исправлять недостатки.
V. ЗНАНИЯ
1. Владеет знаниями Писаний, что позволяет быстро и понятно ссылаться на соответствующие отрывки.
2. Умеет применить и составить концепцию Писания применительно к ситуации наставляемого.
3. Умеет отличать свои личные богословские
предубеждения от всеобщих христианских принципов и не навязывает их наставляемому.
4. Знает наизусть ключевые отрывки и может легко их цитировать.
5. Очень хорошо знаком с многообразием домашнего
задания по Библии и знает как и когда ее использовать.
6. Старается советоваться с другими – нуждается и получает искреннюю обратную связь.
7. Способен радоваться за других, когда их ценят и
благословляют и даже тогда, когда те имеют тот успех, которого нет у него.
Ну у таких душепопечителей и апостолу Павлу было бы не грех поучиться :)))
ну и нам не помешает 🙂