Государство и Церковь в России: Православие по-кремлёвски?
Уважаемые читатели! Это перевод статьи о религии в России, которая будет напечатана в «Нью-Йорк Таймс». Мы бы хотели опубликовать ваши переведенные комментарии о статье как в газете, так и на нашем сайте www.nytimes.com. У вас есть возможность увидеть статью раньше, чем ее увидят американцы. Прочитайте статью и расскажите нашим читателям, что вы думаете о роли Русской Православной Церкви в России, правах других религий в России и отношениях между РПЦ и государством. Что означает свобода вероисповедания в России? Ждем ваших комментариев.
Клиффорд Дж. Леви
СТАРЫЙ ОСКОЛ, Россия – Не успела немногочисленная Методистская церковь обосноваться в этом городе, как начались неприятности. Началось с повышенного интереса сотрудников ФСБ, преемницы КГБ, которые, похоже, увидели угрозу в нескольких десятках ищущих душ, которые собирались в тесных квартирках, чтобы читать Библию и выпить чаю. Затем местные власти начали называть церковь сектой. Наконец, в марте ее закрыли.
После распада Советского Союза был период, когда протестантские общины здесь, на юго-западе России, процветали, когда основать церковь было почти так же просто, как открыть магазин. Сегодня, этот промышленный район стал знаковым по состоянию религиозных свобод в России в период правления президента Путина.
Государство вторглось в вопросы веры так же, как оно ужесточило контроль за политической жизнью. Как стало понятно из десятков интервью с государственными служащими и служителями церкви в разных частях России, местные власти здесь и во многих других регионах фактически превратили Русскую Православную Церковь в официальную религию, практически запрещая другим Христианским церквям миссионерскую деятельность, препятствуя религиозной деятельности протестантов, применяя целый ряд различных репрессивных мер.
Этот тесный союз между государством и Русской Православной Церковью стал характерной чертой президентства Путина. Церковь решительно и твердо поддерживала федеральные и местные власти, а они, в свою очередь, старались изолировать те неправославные христианские общины, которые, могли представить наиболее серьезную конкуренцию РПЦ.
Г-н Путин часто появляется с главой церкви Алексием II на общенациональных телеканалах контролируемых государством. На днях телевидение показало как он принимает приглашение от Алексия II посетить Пасхальное богослужение, которое состоится в это воскресенье.
Эти отношения частично основаны на общей националистической идеологии, призванной восстановить мощь России после разброда, который последовал после распада Советского Союза. Враждебность церкви к протестантским группам, центры которых находятся или имеют много последователей в США, вполне созвучна антизападной риторике, которую часто можно услышать от г-на Путина и других высокопоставленных официальных лиц. Кремль часто демонстрировал свое настороженное отношение к независимым организациям, не находящимся под контролем государства.
Здесь, в Старом Осколе, примерно в 500 км к югу от Москвы, милиция выселила общину Адвентистов Седьмого Дня из помещения, где они собирались, и сейчас они вынуждены проводить службы в ветхом домике на краю стройплощадки. Евангельским Христианам – Баптистам запретили снять кинотеатр для проведения фестиваля христианской музыки и даже не разрешают раздавать игрушки в детском доме. Лютеранский пастор признался, что ему пришлось на несколько лет уехать, так как он боялся за свою жизнь. Он вернулся, но старается привлекать к себе как можно меньше внимания.
В марте, в канун праздника Торжества Православия, местное телевидение через каждые несколько часов показывало проповедь православного священника – Благочинного первого Старооскольского округа, наперсника многих влиятельных политиков в регионе. Тема его выступления: «протестантские еретики».
« …совершая Чин Торжества Православия, мы сожалеем о заблудшихся, о тех же Иеговистах, Баптистах, Евангелистах, Пятидесятниках и многих других, кто рассекает одежды Христовы подобно тем разбойникам, воинам, распинателям Христа, разрывают хитон Христов на части, делят по себе» – говорил о. Алексий (Зорин) с экрана телевизора.
Подобная риторика хорошо знакома старооскольским протестантам, которых насчитывается меньше двух тысяч в городе с населением в 225 тысяч.
Владимир Пахомов, методистский пастор, рассказал о предупреждении, сделанном сотрудником ФСБ по меньшей мере одному из его прихожан: «Протестантизм ожидают трудные времена, может быть и конец».
По закону, многие протестантские церкви, если они не хотят ограничивать свою деятельность чтением молитв в квартире, обязаны зарегистрировать свою церковь в государственных органах. В этом году, г-ну Пахомову в регистрации было отказано, сначала на том основании, что поданная документация была неполной, а позже в связи с утверждением, что его церковь используется как прикрытие для занятий бизнесом, но каким именно, указано не было.
Г-н Пахомов обратился в суд в конце февраля, но дело проиграл. Он сказал, что теперь ему может грозить арест за разговоры с детьми о поездке в методистский детский лагерь. «Они пугают как прокаженными», – сказал г-н Пахомов. «Такой здесь климат, который ощущаешь каждой клеткой. Это не наше, это американское, а раз не наше, что хорошего от этого ждать. Это такое невежество здесь повсюду»
По мнению Юрия И. Ромашина, высокопоставленного городского чиновника, отказ в регистрации методистской церкви был обоснованным, объяснив, что государство должно оберегать себя от подозрительных организаций, которые используют религию в качестве прикрытия.
«Их цели были не святые и благородные», – сказал он о церкви г-на Пахомова.
Г-н Ромашин объяснил, что со стороны государства нет дискриминации протестантов.
«Мы должны создать все условия, чтобы никаким образом не ущемить их право на их религию, на их свободу совести», – сказал он.
При этом, говоря о протестантских церквях, он называл их «сектами», термин, имеющий негативное звучание и часто используемый государственными чиновниками в России.
[]
Ограничения для российских протестантов (которых всего около 1,5 миллионов на 144 миллиона россиян) ни в коей мере не достигли масштабов, существовавших в Советском Союзе, где жестоко подавлялась религия. А в некоторых регионах церкви сообщают, что не сталкивались ни с какими трудностями.
Российская Конституция гарантирует свободу вероисповедания, и г-н Путин не раз выступал против дискриминации в этой области. “В современной России толерантность и веротерпимость являются основой гражданского мира, важным фактором социального прогресса”, – заявил г-н Путин на Всемирном саммите религиозных лидеров в 2006 году.
Г-н Путин также осудил и антисемитизм. Несмотря на то, что многие евреи эмигрировали за последние два десятка лет, еврейская община, насчитывающая в настоящее время несколько сотен тысяч, переживает нечто вроде возрождения.
Антисемитизм не исчез совсем. Но в некоторых регионах его, похоже, сменил анти-протестантизм и, в меньшей степени, анти-католицизм.
Михаил Одинцов, начальник отдела по защите свободы совести в аппарате Уполномоченного по правам человека в РФ, предложенного г-ном Путиным Госдуме для утверждения, сказал, что большинство жалоб, поступающих в отдел, связаны с протестантами.
Г-н Одинцов перечислил основные вопросы: «Регистрация, перерегистрация, возвращение собственности, когда-то незаконно отнятой, проблемы со строительством культовых зданий, проблемы с ремонтом культовых зданий, проблемы со служителями культа, которые приезжают из-за границы, проблемы с правоохранительными органами, с милицией, как правило. Проблемы, проблемы, проблемы, проблемы».
«У нас нет в России, – сказал он, – какой-то такой значимой, влиятельной, политической силы, партии, я не знаю, иной какой-то формы организации, которая бы отстаивала и защищала этот принцип свободы совести как таковой».
Это отсутствие особенно заметно на региональном уровне. По просьбе епископа РПЦ, прокуратура Смоленской области в марте закрыла методистскую церковь за организацию крохотной воскресной школы из-за отсутствия лицензии на образовательную деятельность. Защитники церкви утверждают, что многие церкви и другие религиозные группы в России имеют религиозные школы без всякой лицензии и никогда за это не преследовались.
По всей стране ФСБ ведет войну против Свидетелей Иеговы. В Новгородской области, по сообщению одного из последователей церкви, Свидетелям Иеговы пришлось отменить не меньше дюжины религиозных мероприятий за последние несколько месяцев, после того как ФСБ пригрозила владельцам залов, которые сдавались в аренду.
В феврале этого года некоторые чиновники в Новосибирске, третьем по величине городе России, предлагали создать комиссию по борьбе с тем, что они называли «тоталитарными сектами». Прокурор города Москвы Юрий Семин заявил в прошлом году, что он намерен пресекать деятельность подобных групп. Губернатор Тульской области обвинил американскую военную разведку в использовании протестантских «сект» для проникновения в Россию.
Чиновники, пользуясь словом «секты», часто не уточняют какие именно группы верующих они имеют в виду, но лидеры протестантов утверждают, что эта риторика настолько привычна, что большинство россиян считают, что имеются в виду все протестанты. Совершенно очевидно, – термин этот глубоко проник в общественное сознание.
«Как православная, я против сект», – говорит Валерия Губарева, учительница на пенсии, в ответ на вопрос о протестантах, заданный ей, когда она выходила из местной православной церкви. «Отпочковываться, уходить в сторону и создавать какие-то отдельные секты – это неправильно. Я считаю, есть наша религия христианская, православная, незыблемая. И не надо ее колебать, шатать».
Как и другие прихожане, с которыми мы беседовали, г-жа Губарева сказала, что, в целом, она поддерживает свободу вероисповедания и не одобряет прямого запрета протестантских церквей.
Хотя посещаемость церквей в России довольно низкая, опросы показывают, что все больше россиян идентифицируют себя с православием. В одном из недавних опросов 71 процент респондентов назвали себя православными, это по сравнению с 59 процентами в 2003 году.
У РПЦ всегда были натянутые отношения с Римско-католической церковью, преимущественно из-за того, что руководство РПЦ обвиняло католических миссионеров в попытках обращать русских в свою веру. Ватикан на это отвечал, что он всего лишь пытается удовлетворить нужды нескольких сотен тысяч католиков, живущих в России.
Российские власти часто отвечали тем, что отказывали в выдаче виз иностранным католическим священникам, которых Ватикан направлял в связи с недостаточным их количеством в России. Однако, оказывается, что антипатия к протестантам в России гораздо сильнее, чем к католикам.
Протестанты ведут свою историю в России 1800-х годов. После распада Советского Союза в 1991 году протестантские общины в США и Европе увидели в России благодатную почву и тратили большие средства на посылку миссионеров на помощь существующим общинам и для обращения новых верующих.
Но РПЦ, которая подвергалась гонениям при советской власти, перестраивалась в это время и была озабочена потерей своих последователей.
Затем последовала ответная реакция. В 1997 году, во время правления президента Ельцина был принят первый федеральный закон, ограничивавший деятельность протестантских церквей и миссионеров и требовавший от многих из них регистрации в государственных органах. У г-на Ельцина были не столь однозначные отношения с РПЦ как у г-на Путина и в условиях хаоса того времени законы не всегда исполнялись.
Но при г-не Путине, который носит крест и публично говорит о своей вере, появились новые правила, а применение законов стало более строгим, или, как считают протестанты, избирательным.
Церковь с ее историческими связями с монархией придавала дополнительную легитимность г-ну Путину, поддерживая его правление, по мере того как он укреплял и консолидировал свою власть и крушил оппозицию. В декабре прошлого года, когда он выбрал своего помощника, Дмитрия А. Медведева в качестве преемника на посту президента, глава церкви Патриарх Алексий II благословил это решение
В выступлении, которое транслировалось по национальному телевидению Алексий II, говоря о г-не Путине, отметил «беззаветное служение нашему Отечеству» и назвал связку Путин-Медведев «величайшим благом» для России.
По словам Александра Федичкина, руководителя Российского Евангелического Союза, который представляет многие протестантские церкви, при ныне существующей системе, губернаторы, назначаемые г-ном Путиным, тесно сотрудничают с епископами РПЦ.
«Очень часто чиновники говорят нам, – пожалуйста, обратитесь к православному епископу относительно вашей деятельности, если он даст согласие, вы сможете здесь работать», – рассказал нам г-н Федичкин.
Когда мы обратились к Дмитрию Пескову, официальному представителю кремлевской администрации, по поводу подобных жалоб, он ответил, что протестантские общины добились внушительных успехов в России. Он сказал также, что в последние годы количество официально зарегистрированных религиозных организаций в стране подскочило в пять раз и выросло до 23 тысяч, и многие из вновь появившихся – протестантские.
«Во-первых, отношение ко всем религиям одинаковое», – сказал г-н Песков. «Но в то же время нельзя забывать, что РПЦ – ведущая религия в России, это самая популярная церковь в России».
«Что касается нарушений в отношении протестантов или других групп, или возможных жалоб, то здесь очень трудно делать выводы относительно каких-то тенденций», – сказал он.
Он порекомендовал узнать мнение по этому поводу у епископа Сергея В. Ряховского, главы Союза пятидесятников, которого Путин назначил членом Общественной палаты.
Г-н Ряховский сказал в интервью, что в то время как Кремль призывает к терпимости, ситуация на региональном уровне вызывает тревогу. Очень мало, если вообще что-то делается, сказал он, чтобы помочь протестантским церквям, которым чиновники обычно чинят препятствия в получении помещений для проведения служб. И добавил, что Кремль, похоже, не очень заинтересован в том, чтобы предотвращать нападки РПЦ на протестантов.
«Такие вопросы, как строительство или получение участков земли, они весьма сложно решаются практически по всей территории России», – сказал г-н Ряховский. «Речь не идет о каких-то отдельных регионах. Мне приходится как пожарному выезжать в разные субъекты Российской Федерации и находить, вести диалог с властью».
Здесь, на юго-западе России, Белгородская область, традиционный оплот православия, стала передовым рубежом анти-протестантской кампании, где апробируются меры, в дальнейшем применяемые и в других местах.
В 2001 году, во время первого президентского срока Путина, в области был принят местный закон, резко ограничивший возможность прозелитизма для протестантов. А недавно область обязала учащихся всех средних школ посещать уроки, которые, по существу, можно считать религиозным курсом по Русскому Православию.
Учебное пособие рекомендует, чтобы в школах были организованы специальные классы, украшенные изображениями Иисуса Христа, православными иконами и другими святынями. В феврале учителя старших классов читали школьникам лекции по «Борьбе с сектами».
Губернатор области Евгений Савченко, который называет себя православным губернатором, так и не дал нам интервью для этой статьи, сославшись на занятость.
Другие госчиновники, а также иерархи РПЦ заявили, что власть должна заботиться о защите духовного благополучия общества. Но они также сказали, что не препятствуют осуществлению законной религиозной деятельности граждан.
« Их очень мало», – сказал о протестантах г-н Ромашин, городской чиновник высокого ранга. «И тем не менее, они имеют свой угол для своего вероотправления, своих традиций, своих обрядов».
Правящий архиерей Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн сказал, что у россиян есть глубинные связи с Православием, которые государству следует поощрять и развивать.
«По сути, мы начали переживать такой период второго Крещения, как было Крещение Руси» – сказал архиепископ, имея в виду принятие на Руси христианства в 988 году.
Он сказал, что церкви хотелось бы поддерживать теплые отношения с представителями других верований, однако трудно игнорировать зарубежные связи протестантов.
«Вы знаете, что еще меня всегда настораживает? Большинство из них рождается, я, извините, скажу правду, за деньги запада. То им, естественно, надо изобразить из себя людей, которые, вот обиженные, надо, чтобы их защитили»
Архиепископ отрицает, что церковь пытается порочить протестантов.
«Вы в проповедях никогда не услышите, что мы обличаем их или говорим, что они что-то плохо делают».
В тот же день когда состоялось интервью с архиепископом местное телевидение несколько раз транслировало проповедь о. Алексия, в которой он уподобил протестантов тем, кто распял Иисуса Христа.
Протестанты в Старом Осколе говорят, что местные власти оставляют их в покое только, если они осуществляют свою деятельность за закрытыми дверями. Так оно и было, когда в один из прошлых выходных группы протестантов шли, чтобы собраться в одном из мест, которое им удалось найти.
Лютеранский пастор Сергей Матюх проводил службу в маленькой квартире совместно со своим коллегой, методистом г-ном Пахомовым, в знак поддержки. Многие из прихожан говорили, что больше всего из раздражает то, что ограничения на деятельность протестантов накладывают те самые чиновники, которые, в свое время, клялись в верности коммунистическим идеалам, а теперь переориентировались на Русское Православие.
« Власть имущие, они, как правило, все неверующие», сказал Геннадий Сафонов, который работает в сетевом маркетинге. «Показывать сейчас моду взяли – президент, правительство стоят, молятся».
Евангельские Христиане-Баптисты – одна из немногих протестантских общин у которой есть постоянное помещение, вмещающее несколько сотен человек, которым им удалось обзавестись в условиях относительной свободы начала 90-х годов. Им разрешили остаться там, но они считают, что если община вырастет, новое помещение им найти не удастся.
Закон требует, чтобы протестанты получали официальное разрешение, прежде чем заняться деятельностью, которая может быть расценена как обращение в свою веру. Владимир Котенев, пастор местных баптистов, сказал, что это настолько унизительная процедура с почти гарантированным отказом, что церковь прекратила всякие попытки обращаться с просьбами.
«Естественно это примут как агитация нашего населения. Ну, естественно, что ты агитируешь? Ты что проповедуешь здесь?» – спросят они. «Американскую веру? Ну, и вот все оно, как бы к одному сводится».
«Вот какое у них представление: если ты русский человек, то ты обязательно должен быть православным».