ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКЦИИ
Слова, сказанные более ста лет назад Чарльзом Спердженом, «королем проповедников», как его называли в свое время, сегодня не только не устарели, но, обладая силой истины, стали еще более актуальными. Слишком много внимания уделяется ныне поиску новых форм в ущерб серьезному углублению в содержание, что приводит к потере некоторыми проповедниками и даже церквами духа Евангелия. Одно время в евангельских церквах стала распространяться пантомима – немые сценки, благодаря которым молодежь современного постмодернистского мира, якобы, должна была лучше воспринимать Благую весть. Мало кто при этом обратил внимание на вопиющий факт: из проповеди Евангелия было удалено самое главное – Слово Божье, то есть Иисус Христос. Облегченная проповедь облегченного Евангелия и воспринимается облегченно; не затрагивая глубинных струн человеческой души, она не вызывает в сердце грешника сокрушения. Сперджен видел это сто лет назад. Увы, многие и сегодня не видят, настаивая на том, что ни в коем случае нельзя никого обличать, чтобы не расстроить слушателей, не впасть в осуждение. Такое впечатление, что проповедники призваны не глаголом жечь сердца людей, а потакать их плотским слабостям. Обличение и осуждение – разные вещи. Обличение, т.е. критика, если оно исходит от любящего сердца брата или сестры, в конечном итоге направлено на то, чтобы помочь человеку исправиться. Осуждение – это окончательный приговор, который не в компетенции человека, не обладающего полнотой видения. Проповедь Евангелия – это всегда обличение. И ободрение мы получаем не только тогда, когда в очередной раз услышим, что Христос умер за наши грехи, к чему, возможно, уже привыкли, и это убаюкивает нас. Но когда Слово Божие разбудит нас и укажет на проступки и грехи, с которыми мы свыклись. Когда, принимая обличение, мы плачем и сокрушаемся сердцем, приходит настоящее ободрение. Мы выходим из собрания обновленными, радуемся, что Господь достучался до нашего сердца. Пусть Господь благословит нас помнить слова апостола Павла: «…Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2). Это лучше, чем помнить слова современного проповедника, запрещающего нам обличать, призывающего приспосабливаться к миру и подстраивать свой голос под сладкоголосое пение обманщика.
ПРОПОВЕДЬ ЕВАНГЕЛИЯ, ИЛИ РАЗВЛЕЧЕНИЕ ЛЮДЕЙ
Дьяволу редко удавалось придумать более изощренную уловку, чем заставить верующих думать, что часть их миссии заключается в том, чтобы развлекать людей с целью привлечь их в церковь. Начав простой проповедью Евангелия, постепенно церковь смягчила свое свидетельство, потом стала закрывать глаза на лег¬комыслие, присущее современности, и искать ему оправдание. Затем цер¬ковь позволила этому легкомыслию проникнуть в свои стены. А теперь она приняла его под предлогом донесения Благой вести до более широких масс населения. В качестве первого опровержения таких заявлений я хочу сказать, что нигде в Писании не сказано о том, что церковь должна развлекать людей. Если это входит в обязанности христианина, почему Христос не говорил об этом? «Итак, идите и научите все народы, развлекая тех, кому Евангелие не интересно!» Таких слов мы в Писании не находим. Иисус вовсе не говорил об этом. Когда же появились люди, желающие развлекать других? Святой Дух ничего не говорит о них. Почему пророки испытывали отвержение, гонения, мучения? «…Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:38). Они были гонимы, потому что развлекали людей или потому, что обличали их? Если бы Христос ввел более яркие и приятные элементы в Свое служение, Он был бы намного популярнее. Когда многие отвернулись от Него и перестали следовать за Ним, Он не стал посылать Петра: «Петр, побеги за ними и скажи им, что завтра наше служение будет в другом стиле, более приятным, с очень короткой проповедью! Мы организуем приятный вечер для людей. Скажи людям, что им понравится! Поспеши, Петр, нам нужно во что бы то ни стало собрать людей!» Нет, Иисус жалел грешников, воздыхал и плакал над ними, но никогда не стремился развлекать их. Он обличал грешников и говорил, открыто о том зле, которое наполнило их сердца и препятствовало им познать истину. Помните его обличение фарисеев? «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподоб¬ляетесь окрашенным гробам, кото¬рые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри полны лицемерия и безза¬кония» (Матф. 23:27-78). Здесь нет ни малейшей попытки понравиться этим влиятельным людям. Вы только потратите зря время, если захотите исследовать Новый Завет, чтобы найти там «Евангелие развлечения». «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа», – так проповедовал Петр в день Пятидесятницы (Деян. 2:38). «Итак мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Хрис¬това просим: примиритесь с Богом», – пишет апостол Павел (2 Кор. 5:20). Они обличали людей во грехах и, указывая на крест Христа, призы¬вали их к покаянию. Следующим за покаянием был призыв к освящению. Христос и апостолы не просто призывали людей; они предупреждали о цене следования узким путем. С самого начала проповедь Евангелия включала в себя освящение и отвержение от мира. «Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому вый¬дите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас» (2 Кор 6:16-17)., Все, что начинает напоминать собой развлечение, должно вызывать подозрение по причине его отсутствия в Писании. Первая церковь имела безграничную уверенность в Евангелии и не применяла другого оружия. После того, как апостолы Петр и Иоанн были брошены в тюрьму за свою проповедь, церковь провела специальное молитвенное собрание, но церковь не молилась: «Господи, помоги Своим рабам мудро и хорошо проводить время, чтобы мы могли показать этим людям, как мы счастливы». Нет! Они молились о силе проповеди. Они не переставали проповедовать о Христе. У них не было времени на организацию развлечений. Из-за гонений они были разбросаны по разным местам, но везде, где бы они ни были, они проповедовали Евангелие. Своей проповедью Евангелия они перевернули весь мир! В этом их великое отличие от сегодняшней церкви. И, наконец, развлечение не при¬водит к желаемым результатам. Все, у кого тяжело на душе и кто обрел мир на нашем концерте, не молчите! Если есть среди нас пьяница, кому наше захватывающее представление помогло обратиться к Богу, пусть он поднимется! Но не случится ни пер¬вого, ни второго! Развлекательное служение не приводит к Богу! Насущная проблема современного служения заключается в серьезной духовности, объединенной с библейским учением, настолько понятным и ощутимым, что оно способно зажигать сердца людей.
Чарльз СПЕРДЖЕН знаменитый английский проповедник XIX века
Сила! Обязательно кину на сайте своей церкви ссылку сюда.
Да, эта статья – огромная сила, т.к. она отражает сушьность вещей, а не поверхностные – впечатляющие, но и часто пустые моменты.
Спасибо за Слово. Оно очень актуально в наши дни, как и 100 лет назад. Всем обильных Божьих благословений.
Спасибо за статью. Вовремя ее прочитал. Мы как раз начинаем проводить уличные евангелизации. Не хочу, чтобы проповедь превратилось в концерт…
Да! Но ведь есть и церкви которые с порога показывают, что “Бог есть любовь”, а как же что “Бог грешников не слышит”, церковь может показывать святость Иисуса Христа, но так никогда и не показывает душу людей, что они зло во всякое время, и не можем ничего доброго сделать для Бога, что хозяин их сатана…и это слово так мало употребляется, чтобы не пугать людей… Наше сердце лукаво и крайне испорчено…нет делающего добра, нет ни одного….что мы мертвы для Бог…
Приходя в церковь мы видим закон, но никто не говорит, что мы его не можем исполнить…
И вот человек пришел в церковь, покаялся в тех грехах что совершил и старается исполнить закон… Но в чем он кается? В том что вся его суть грех, или он перечисляет свои грехи… Бог знает их… А потом в церкве начинается, как бы точка отсчета-мы видим грех и молимся о его прощении, КАК? ИИСУС забрал ВСЕ грехи… и те что до и после, но мы смотрим и видим снова грех, Бог не видет в нас греха, потому что мы искуплены КРОВЬЮ Христа, но мы продолжаем просить прощения, тем самым не веря что Иисус забрал все грехи…Как же так с одной стороны у нас есть грех ( я не говорю о нашей сути), и мы просим за него прощения, а с другой стороны Иисус простил наши грехи… Две противоположности… Разве человек не может не грешить?
Извените, что так написал и не в тему…
…просто я не могу понять церкви, что так много говорят о Слове, но молчат о своей душе…
…Я задавался вопросом, что понимаю я в Библии и не понимает неверующий человек, и я открыл и прочел…друг сказал то же самое, это удивило , он может разобрать на грамматику Слово, сказать что какое слово означает(примерно)….это в школе учили… НО что не видно было -Души Бога, Души человека….поэтому часто Слово и не попадает в нашу душу, мы читаем Его и не понимаем ПОЧЕМУ?…и гов. Мы не можем знать, ведь так Богу было угодно, на то Его воля…но не всегда это так, чаще Бог явно показывает….Почему Бог помиловал одного, а проклял другого…
…Можна читать Слово, знать на память все, но так и не увидеть душу…
…Сатана запутал мир…и очень красиво…
..И есть церкви что явно показывают-развлекая и тем самым завлевая….но есть, когда красивым Словом….Иисуса гниали, попробуйте новому человеку сказать-твой Отец Дьявол(так Иисус говорил), что ты ничто, и все хорошее что ты делаешь ничто…что Бог до этого не слышал тебя …
…Много ли останется, если так сказать?…