В чем же истинная духовность? Заблуждающиеся пророки

Дерзновение или Дерзость?
Дж. Курт Гедельман
Покойный директор служения PFO Билл Сетнар часто повторял: “Время – враг лжепророка””.Сегодня лжепророки так же многочисленны, как и во времена Иеремии, который писал о своих соотечественниках, что они “рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних”(23:16). Сегодняшние лжепророки, как и в давние времена, превозносят собственную духовность, соблазняют несведущих ложными надеждами и привлекают учеников к себе, а не к Христу.
Но когда предсказания современных провидцев оказываются далекими даже от приблизительного исполнения, они находят своим неудачам различные оправдания или объяснения, доказывая тем самым, что их видения — просто пустая болтовня.
Многие современные пророки попросту переключаются на очередное откровение, забывая или игнорируя все предыдущие, словно их никогда и не существовало. Лишь немногие из них выражают некое подобие раскаяния и извинений за неудачу своих “слов от Господа”.
Когда современные лжепророки признают прошлые предсказания, они зачастую переиначивают свои слова, чтобы подогнать их под реальные события или придать им совершенно новый смысл. Время от времени такой “пророк” пытается отмежеваться от якобы полученных им свыше пророчеств: “Я не пророк, я простой человек и могу ошибаться”.
Уильям Брэнем пытался обойти вопрос о своих несбывшихся пророчествах, утверждая, что он не “пророчествовал”, а “предсказывал” (The PFO’s Quarterly Journal, том 8, № 4, стр. 9). Словесная эквилибристика — обычное занятие в мире лжепророков.
Оказавшись припертыми к стене и будучи уже не в состоянии игнорировать или переиначивать свои предсказания, лжепророки нередко прибегают к спасительным формулам типа: “Не трогайте Божьих помазанников”, — и обвиняют своих критиков в попытках угасить Святого Духа.
Христианам следует долго и внимательно вчитываться в слова Иеремии: “Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся; ложно пророчествуют они именем Моим; Я не посылал их, говорит Господь” (Иеремия 29:8-9).
Мысль Иеремии совершенно ясна: если кто-то пророчествует и изрекает лжепророчество, верующие должны отвергнуть такого пророка. Если “пророчества” окажутся ложными, мы можем быть уверены, что Бог не был их автором.
Кроме того, Бог, устами Моисея, дал нам критерий для определения источника пророчества: “Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его” (Второзаконие 18:22). Божье требование к пророкам очень жестко: “Одна ошибка, и ты вылетел”.
Известный целитель и телеевангелист Бенни Хинн также попробовал свои силы в пророчестве, однако, сумел доказать, что он — просто талантливый артист, мастерски управляющий эмоциями людей, но никак не пророк Божий.
Сотрудники PFO раздобыли видеозапись вечернего богослужения, состоявшегося 31 декабря 1989 года в церкви Хинна, в Хрис-тианском Центре Орландо (ныне именуемом Центром Мировой Евангелизации). На этой видеозаписи Хинн произносит ряд драматических “пророчеств” по поводу событий, которые должны были произойти в 1990-х годах.
Во время предновогоднего богослужения Хинн, якобы находясь под действием силы свыше и войдя в состояние транса, нарисовал перед слушателями причудливую картину того, что, по его словам, должно было случиться в грядущем десятилетии.
Хинн пытался усилить драматический эффект своего выступления периодическим говорением на языках — без всякого перевода. “Таа-Каа-Па… Каа-Паа… Даа”, — завывал он в нарушение 14-й главы 1-го Послания к коринфянам, которая говорит, что языки без переводчика запрещены в церкви. Даже одновременно говоря на языках и переводя самого себя, Хинн все равно имел бы слабое библейское оправдание.
Он начал свое пророчество следующими словами:
“Господь наш говорит, что в этом году в Орландо вы увидите появление новых служений. Некоторые переедут в Орландо и начнут новые служения, но Меня там не будет. Меня там не будет. Они приедут сюда из-за количественного роста, и Господь повелевает сказать вам, что… не Мною начатое упадет.”
Далее Хинн объявил, что Бог пошлет три служения, которые выйдут из Орландо. Первое “зажжет огни благовестия”, второе “зажжет огни великого посвящения” в Церкви, которого ждал Господь, а третье, которое “только что родилось…достигнет американской молодежи, начиная с Орландо”.
Добавляя новые подробности —и тем самым еще глубже погрязнув в ошибках, — Хин провозгласил, что это третье служение-церковь “обличит последние тайны сатаны” и даже “войдет в американские школы и вернет Бога в учебные классы”. Эта “новая разновидность бойцов”, говорил Хинн, “затронет вестью обо Мне даже умы в Вашингтоне”.
Приближается уже конец 90-х, а до сих пор не произошло ничего, в чем можно было бы усмотреть свидетельство ведущейся из Орландо успешной работы с американской молодежью — ни в год пророчества, ни в последующие годы. Наоборот, статистика указывает на рост наркомании и числа самоубийств среди молодых американцев. Кокаин и даже ЛСД находятся на пике популярности. Да и сам город Орландо не избавлен от этих проблем. Передовица в газете Orlando Sentinel за 14 июля 1996 года сообщает, что подростковая смертность в результате употребления героина высока как никогда, превышая показатели по всем прочим городам Флориды вместе взятым. Другие недавние сообщения отводят Флориде почетное третье место в списке самых опасных штатов в Америке.
Далее, Вашингтон по-прежнему остается Вашингтоном, а светское образование продолжает идти по нисходящей спирали. Единственная организация из Орландо, которая, можно сказать, действительно успешно завоевывает умы молодежи по всей Америке — это “Уолт Дисней Компани”, с ее парками, фильмами и прочей развлекательной и потребительской продукцией. Вспомните предсказание Хинна: все должно было начаться “в этом году в Орландо”. Что же произошло? Кто оказался неправ, Бог или Бенни Хинн?
Если бы что-то столь революционное и необычное произошло в конце 90-х годов, Церковь Христова, несомненно, узнала бы об этом. По крайней мере, мы наверняка прочли бы красочную версию произошедшего в очередном выпуске журнала “Харизма”.
Далее по ходу своего выступления, Хинн предсказал, что в ближайшие несколько лет умрут два видных представителя христианского мира. “Господь также говорит, что двое из Его великих гигантов умрут в середине 90-х. Они несли факел возрождения в течение последних сорока лет, эти двое,” — пророчествовал Хинн.
Это хороший пример “беспроигрышного пророчества”, тем более, что некоторые христианские “лидеры” находятся в преклонном возрасте. Это сродни предсказанию о том, что в следующем году произойдут две крупных авиакатастрофы или землетрясения. Хотя Хинн и привел некоторые подробности относительно этих двух смертей, он был достаточно осторожен, чтобы эти детали не позволили нам определить, о ком же именно шла речь. Он сказал:
“Один неожиданно умрет во время сна, а другой умрет от болезни. И когда оба гиганта умрут, Я потрясу мир последним пробуждением. Их смерти будут заключительными страницами этого действования, и начнется новое действование Божие, которое Я обещал.”
Очевидно, что гадать об именах “гигантов” бесполезно, но, тем не менее, если эта весть действительно исходила от Господа, удивительно, почему Хинн не смог сообщить более точных подробностей, например, более конкретное время.
Поскольку время, остающееся для исполнения этого пророчества Хинна, подходит к концу, ему, очевидно, приходится как-то растягивать рамки понятия “гигант”. Он пытался оправдать достоверность пресловутого откровения, сообщив зрителям Praise The Lord Show:
“Это сказал мне Господь. Он сказал: “В середине 90-х двое из моих гигантов отправятся домой”. И сразу же после этого начнется величайшее пробуждение в истории человечества. Вот и совсем недавно домой отправился один великий гигант — д-р Самралл… Мой очень дорогой друг. Теперь я не знаю, кто будет следующим. Я не собираюсь предсказывать, что кто-то сейчас отправится домой.… Но мы живем уже в середине 90-х годов. Время пришло. Святые, пристегните ремни. Что-то вот-вот случится” (11 июня 1996).
Конечно, определение “гиганта” — понятие весьма субъективное. Пятидесятнический проповедник Лестер Ф. Самралл скончался от менингита 28 апреля 1996 года в возрасте 83 лет. Хотя этот бывший служитель Ассамблей Бога и был заметной фигурой в пятидесятнических кругах, он все же не был столь примечателен, как другие “дорогие друзья” Бенни Хинна: Орал Робертс, Пол Крауч, Кэтрин Кульман или Эйми Семпль Макферсон. Да и нельзя сказать, что Самрал “нес факел возрождения в течение последних сорока лет”.
В крайнем случае, можно с тем же успехом вспомнить покойного кардинала Леона-Джозефа Сюененса. Сюененс, скончавшийся 6 мая 1996 года в возрасте 91 года, был инициатором и вдохновителем экуменических идей, принятых на Втором Ватиканском Соборе. Кроме того, он играл важную роль в раннем движении харизматического католицизма. Но его смерть, видимо, не привлекла внимание Хинна.
Более того, учитывая возраст (а иногда и слабеющее здоровье) таких видных действующих лиц религиозного мира как Билли Грэм, Орал Робертс, Роберт Шуллер и некоторые другие, неудивительно будет, если кто-то из этих стареющих “гигантов” сойдет со сцены еще до 2000 года. Такое предсказание спокойно может делать кто угодно.
Однако на том памятном предновогоднем богослужении предсказания Хинна продолжались и становились все более невероятными:
“Многие будут воскрешены из мертвых в тот день. Многие ангелы придут под видом молодых людей, стучащихся в ваши двери. Сперва вы не узнаете в них ангелов, но затем сердца ваши воспламенятся”.
Воскресения мертвых так и не стали обыденным или даже частым явлением. Все кладбища в Америке по-прежнему неприкосновенны. Даже отдельные заявления о якобы имевших место воскресениях, звучащие из уст Орала Робертса и ему подобных, быстро замолкают под пристальным вниманием прессы и требованиями доказательств.
Хотя сам Хинн неоднократно говорил о том, что ему являлись ангелы, и мог бы с легкостью сослаться на других, кто говорит о том же, документально подтвердить “пришествие многих ангелов” будет несколько сложнее. Даже если бы Хинн сослался на телепрограммы и книги, посвященные феномену ангелов, ему пришлось бы держать ответ за небиблейское богословие и сомнительные мотивы этой продукции.
Именно в этот момент Хинн перешел к наиболее сокрушительной части своего пророчества. Он сказал:
“Господь также повелевает мне сказать вам, что в середине 90-х, где-то в 94-м или 95-м, не позднее, Бог уничтожит гомосексуальное сообщество в Америке” (выделено автором).
Заявление Хинна было встречено громкими аплодисментами его прихожан. И, наверное, именно этот энтузиазм слушателей побудил Хинна еще глубже увязнуть в трясине:
“Но Он уничтожит их не так, как многие о Нем думают. Но Он уничтожит их огнем. И многие обратятся и будут спасены, а многие восстанут и будут уничтожены”.
Первая часть фразы, наверное, относится к СПИДу. Хинна уже уличали в безосновательных утверждениях об исцелении людей от СПИДа, от которых он быстро отказался.
Учитывая, что в последнее десятилетие гомосексуалисты стали более наглыми и воинственными, очевидно, что заявления Хинна были слишком самонадеянны.
Грустной шуткой при этом выглядит то обстоятельство, что росту популярности гомосексуалов немало поспособствовала “Уолт Дисней Компани”, также расположенная в Орландо. В результате, Южная Баптистская Конвенция даже призвала своих членов бойкотировать Диснеевскую продукцию, и эту инициативу поддержал издатель Стивен Стрэнг, хороший друг Хинна (см. “Харизма”, август 1996, с. 88). Никакое общенациональное бедствие не постигло гомосексуалистов, а Хинн, очевидно, и не подозревал о том, что к середине 90-х некогда ориентированная на семейные ценности организация отдаст свой голос в поддержку группы людей, чьи взгляды и стиль жизни разрушают семейный уклад. Может ли что доброе быть из Орландо? Наверное, может, но это явно не относится к пророчествам Бенни Хинна.
Тщась стать пророком, Хинн не оставил в своих предсказаниях ничего, что могло бы быть истолковано двояко. Вспомните его слова о том, что Господь повелел ему сказать все это, вспомните, как часто он ссылался на источник своих знаний, как точно он указал суть и время предстоящих событий. Тем, кто все еще считает Хинна Божиим помазанником, стоит призадуматься над словами Господа о грядущих пророках во Второзаконии 18:21-22.
1995 год, последний срок, прошел, а гомосексуальное сообщество все еще живо, воинственно настроено и продолжает добиваться своих целей. Хинн оказался лжепророком. Никакого массового огненного истребления гомосексуалов не произошло. С другой стороны, нельзя сказать, что Божий суд над гомосексуалистами был отложен из-за массового покаяния среди них. И еще печально сознавать, что прихожане Хинна встретили бы громкими аплодисментами весть об уничтожении гомосексуалистов. Это подтверждает правоту пословицы: “Когда истина исчезает, пустота заполняется силой”.
Подобное отношение, вдобавок, лишь подогревает амбиции гомосексуалистов. Оно еще больше углубляет раскол в обществе и не способно показать этим людям ни Божью любовь и прощение, ни Его способность изменить их жизнь. Если пророчество Хинна когда-нибудь попадет в руки воинствующего гомосексуального сообщества, “пламя” действительно вспыхнет — но вовсе не так, как Хинн это себе представлял.
Далее Хинн предсказал, что
“Экономика Соединенных Штатов Америки падет.… И этот крах, говорит Дух, поставит Америку на колени. Союзники, на которых она полагалась, повернутся к ней спиной”.
На фоне растущего национального долга финансовый коллапс Америки уже стал обычной частью прогнозов многочисленных современных пророков. Нетрудно представить себе источник этой части пророчеств Хинна. И все же любой серьезный экономист согласится с тем, что полет фантазии нашего героя не был точным отражением событий 90-х годов, особенно с учетом нового подъема в развитии рынка ценных бумаг. Более того, Хинн подразумевал, что финансовый крах будет вызван предательством союзников, на которых полагалась Америка, и которые “повернутся к ней спиной”. Экономическая мощь Америки не зависит от ее зарубежных союзников. Скорее, можно сказать, что в последнее столетие ситуация складывалась прямо противоположным образом.
Несмотря на предсказанный финансовый упадок, Хинн обещает, что Америка вновь будет возвышена: “Я услышал голос Моих святых… Я вновь обращу взор на эту страну — как Я некогда обратил его на Израиль — и восстановлю ее величие. И этим величием Я возвеличусь”.
Та идея, что Америка является точным отражением Израиля во всем, что касается Божьего к ней отношения, — это миф, не имеющий ни малейшей опоры на Писание. Бог имеет дело, прежде всего, с людьми “из всех народов” и с Церковью, телом Христовым. Америка была благословлена, но ни в каком смысле она не является Израилем.
Далее пророчества Хинна фокусируются на духовных вопросах:
“Канаду посетит ложное пробуждение, которое начнется на западном побережье Британской Колумбии. Оно пронесется даже по Аляске и достигнет востока. Но великое действование Божие, которое Я приготовил для Америки, начнется не на западном, а на восточном побережье. Оно разразится в ближайшие три года и пронесется по западу”.
Приведенные Хинном детали опять сузили до предела и только что не исключили возможность исполнения этих слов. Своим пророчеством Хинн загнал себя в угол. Например, он не может считать воплощением своего видения о духовном пробуждении так называемое “Торонт-ское благословение”. Торонто находится на юге Канады. Более того, корни этого движения находятся не в Британской Колумбии, но в Соединенных Штатах — речь идет о проповеднике Родни Ховард-Брауне и пасторе сент-луисской церкви “Виноградник” по имени Рэнди Кларк. Вдобавок, между 1990 и 1993 гг. в западной Канаде не произошло никакого крупного пробуждения, которое могло бы так или иначе соответствовать предсказанию Хинна. Он снова нарушил требования, предъявляемые к библейским пророкам.
Землетрясения, как правило, производят драматический эффект и привлекают внимание. Хинн ухватился за эту тему и обратился к своим прихожанам с предостережением: “Дух Божий говорит мне, что в 90-х землетрясение поразит восточное побережье и принесет много разрушений”. Время исполнения этого пророчества еще не истекло, однако если точность предсказаний Хинна не изменится, жители восточного побережья могут жить спокойно.
Хинн зашел так далеко, что даже заявил: “В 90-х не будет ни одного места, избавленного от землетрясений. Те, кто не был знаком с землетрясениями, увидят их”.
Затем Хинн обращается к политической сфере. И, на тот случай, если слушатели забыли, откуда исходят его пророчества, он восклицает: “Люди, я чувствую Духа всем своим существом”. Рассуждая о мировой политике, он сказал: “На Западе появится женщина, которая станет лидером.… Вслед за восхищением [Церкви] в Белом Доме президентом будет женщина. И эта женщина-президент разрушит нашу страну”. Мы также узнаем, “что Европа… будет править народами и оказывать влияние на мир”, и что кубинский лидер Фидель Кастро умрет в 90-х.
И, в качестве грандиозного финала своего видения, он добавляет:
“На сцену выходит мировой диктатор! Он коротышка. Он коротышка! Он – совершенное воплощение сатаны.… Никогда в моей жизни я не испытывал того, что сейчас со мной происходит. Этот человек будет править миром. Он появится в ближайшие несколько лет. Но вскоре вы увидите Меня”.
“Несколько лет” с 31 декабря 1989 года уже прошли. Никакой коротышка миром не правит, и Бога мы так и не увидели. Отсюда, совершенно очевидно, что все сказанное — человеческий обман, порожденный умом Бенни Хинна или, в худшем случае, сатаной. Лжепророчества нужно называть своим именем. Могилы не открылись, гомосексуалисты не вознеслись в языках пламени, а коротышка не пришел к власти.
Подростком, Хинн путешествовал с театральной труппой. Его называли “шоуменом” (см. The Confusing World of Benny Hinn, с. 49). Он хорошо изучил свое дело. Все его пророчества, произнесенные 31 декабря 1989 года были мастерским спектаклем. Как мы уже убедились, эти пророчества оказались ложными, уводящими от поистине важных вещей. И все же Хинн, очевидно, знает, что такого рода представления дают пищу любителям сенсаций и распаляют эмоции слушателей. Как и во время своих “крусэйдов исцеления”, Хинн подбросил слушателям очередную дозу адреналина и эндорфинов. Но подобные процедуры вызывают привыкание, и люди постепенно перестают их замечать. Судя по реакции зала (различимой на кассете), им понравилось каждое слово проповедника.
Иисус не играл нашими эмоциями, и мы можем доверять всему, что Он говорил о будущем. Иногда Он не оставлял камня на камне от досужих вымыслов о будущем.
На это указывают Дэвид Хагопьян и Дуглас Уилсон:
“Когда наш Господь стоял на горе, готовый вознестись и сесть одесную Отца, ученики, предчувствуя Его неизбежный уход, с волнением спросили, когда Он восстановит царство в Израиле (Деян. 1:6). Но, вместо того, чтобы пуститься в рассуждения о конце времен, Он сказал им, что для них важно не то, когда Бог определил этому случиться, но что это непременно произойдет. Послушание явленной воле Божией гораздо важнее, чем попытки узнать тайную волю Отца (ст. 7). В частности, Он повелел им быть Его свидетелями в Иерусалиме, в Иудее, в Самарии и до самого края земли” (ст. 8) (Beyond Promises, с. 245).
Затем Хинн перешел к драматическому завершению своего пророчества, заявив, что Дух настолько овладел им, что он не помнит ничего из только что сказанного:
“Я бы хотел, чтобы кто-то непременно передал мне, о чем я только что говорил. Ты записал это на пленку, брат? Записал? О-о! Я был совсем пьян. Я и сейчас пьян. Господь, если Ты говорил через меня, если сказанное Тобой исходило от Тебя, то, когда я протяну палец к этим людям, пусть Твоя сила падет на каждого из них. Если то, что я сказал, Господь, было от Тебя, пусть сила течет. Вот она, во имя Иисуса”.
Кто-то истерически завизжал, кто-то попадал на землю в “доказательство” божественной природы всего происходящего. Хинн полностью контролировал ситуацию, вводя людей в измененное состояние сознания.
Хинн был больше похож на шамана, чем на христианского служителя. В оккультных и языческих обществах шаман входит в напоминающее транс состояние, чтобы стать посредником между людьми и богами (духами). Шаман может провозглашать исцеления или предсказывать будущее. Постмодернистские религиозные приемы сливаются с оккультным миром.
Известный немецкий богослов и писатель Курт Кох замечает:
“Пророчество в состоянии транса — прием медиумов. Это происходит только в присутствии медиума, достигшего совершенства в этом виде спиритизма. Медиум вводит себя в транс, нечто вроде глубокого сна, и затем духи, как говорят, могут общаться через него с присутствующими” (Occult ABC, стр. 219).
То, что делал Хинн, более уместно в салоне черной магии или цыганском таборе. Гадание, ворожба или предсказание будущего категорически осуждается во Второзаконии 18:10, Иеремии 14:14 и Деяниях 16:16 (см. контекст). Писание признает только призванных Богом пророков и лжепророков. Даже увлекаясь “пророчеством” под влиянием плоти, человек занимается опасным делом.
Почти комично выглядит тот факт, что в последние годы Хинн во всеуслышание нападал на медиумов, заявляя, что он собирается составить конкуренцию парапсихическим шоу. Он просил своих прихожан поддержать его в желании транслировать ежедневную телепрограмму на тех же мирских телестанциях, которые транслируют рекламу парапсихологов. Но в действительности то, что делает Хинн, больше напоминает “христианизированную” версию парапсихического сеанса. Сверхъестественные проявления, которые он демонстрирует, — исцеления, предсказания будущего, трансы и т.п. — имеют широкое хождение в оккультном мире.
Кроме того, впадая в транс, Хинн дает своим слушателям искаженное и небиблейское представление о вдохновении свыше. Вдохновение Божие не делает людей роботами. Бог не использовал Своих пророков в качестве бессмысленных марионеток или перепившихся писцов. Говорившие от Его имени, понимали и осознавали то, что через них возвещалось. Павел писал церкви в Коринфе, что “духи пророческие послушны пророкам” (1 Коринфянам 14:32).
Люди должны одуматься и приложить слова Писания к ложным предсказаниям Хинна и всех лжепророков. Церковь должна бесстрашно обличать пророков, пророчествующих ложно. Каждый должен принять решение: Бог ли это допускает ошибки, или это “пророк” говорит по дерзости своей. Безопаснее всего оставаться на стороне Бога и Его записанного Слова. Театральным приемам и низкопробным ужимкам нет места в доме Божьем.
Христиане должны серьезно задуматься над словами Х.М. Вольфа, который отсылает нас к Библии:
“В Новом Завете лжепророки многочисленны (1Ин. 4:1), они сравниваются с волками в овечьих одеждах (Мф. 7:15) и лжеучителями (2Пет. 2:1)… Христос предостерегал о лжеучителях, чьи чудеса в конце прельстят многих (Мф. 24:24; Мк. 13:22)” (The Zondervan Pictorial Encyclopedia of the Bible, том 2, с. 496).
В этот раз Хинн не сможет свалить свою вину на редактора или выдать все за шутку или спрятаться за слабость человеческой природы, как он уже делал в прошлом. На всем протяжении своей проповеди Хинн настаивает на божественном происхождении своих слов. Предполагалось, что его слова исходят прямо от Божьего трона, а он сам является Божьим вестником. Он представил свои слова, как подлинно пророческие. Действительно, пора бы одуматься!
Претензии Хинна на вдохновение свыше пали под натиском смертельного врага лжепророков: Времени. Пожалуй, он уже должен был усвоить, что вся его документально зафиксированная ложь неминуемо раскроется. Иеремия и Моисей говорили, что самозваных пророков надо судить на основании точности их пророчеств. Павел наставлял Церковь “тщательно исследовать” то, что говорят пророки. Именно это мы и сделали.
Переведено и издано с разрешения служения “Personal Freedom Outreach” из “Quarterly Journal”, том 16, номер 2.

5 коментарів для “В чем же истинная духовность? Заблуждающиеся пророки”

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *